Аналитики «Стартап Академии» школы управления «Сколково» выяснили, с какими трудностями российские предприниматели и основатели стартапов столкнулись в 2023 году. В исследовании приняли участие 1 365 руководителей и сотрудников малых и микропредприятий, а также основателей стартапов и научных сотрудников из городов России с населением более 100 тыс. человек. Результаты находятся в распоряжении редакции Inc.
Чаще всего бизнес сталкивался с недостатком финансирования (27%), нехваткой предпринимательского опыта (21%) и дефицитом кадров (20%). При этом каждый пятый руководитель (19%) испытывал трудности с поиском инвесторов, а 16% отметили недостаток теоретических знаний из-за отсутствия предпринимательского образования и опыта.
Кроме того, респонденты указывали и на личные проблемы. Четверть опрошенных (26%) пожаловалась на ухудшение здоровья на фоне стрессов, 22% — на одиночество, а 21% — на отсутствие поддержки близких людей. Каждый пятый сообщил, что утратил доверие к людям, а 32% опрошенных регулярно сталкиваются с тревогой из-за бизнеса.
Столько же (32%) респондентов никогда не испытывали страх, связанный с их предпринимательской деятельностью, а 23% заявили, что смогли проработать свои страхи. Причем почти треть основателей стартапов больше всего боятся остаться без финансирования, 14% опасаются выходить на международный рынок, а 13% — брать на себя большую ответственность за бизнес.
Предприниматели рассказали, как им удалось преодолеть свои страхи. Более трети (37%) искали альтернативные источники дохода, 23% — новых инвесторов или дополнительную финансовую поддержку. Каждый пятый (20%) обратился за финансовой помощью к партнеру.
Интересно, что 40% опрошенных считают лучшим способом набраться опыта для запуска стартапа — извлекать уроки из собственных ошибок и успехов предыдущих проектов. Почти треть (29%) советуют изучить бизнес-тренды и развивать практические навыки. При этом 27% сообщили, что получали опыт «на ходу».
Также предприниматели рассказали, какие навыки они хотели бы развить. Каждый третий (30%) хотел бы научиться лучше управлять финансами и рисками, 24% — формировать рабочую команду и управлять персоналом, а 22% хотели бы научиться лучше взаимодействовать с инвесторами.
«Создание стартапа — очень волнительный и стрессовый процесс, к которому нельзя быть готовым на 100%. Согласно данным нашего исследования, более половины (54%) основателей бизнеса испытывают страхи, связанные с их начинанием. Предприниматели — это люди в первую очередь, поэтому избежать страхов, создавая технологичный продукт в условиях общемировой экономической нестабильности, не получится», — считает Елена Бондаренко, генеральный продюсер образовательных программ для предпринимателей школы управления «Сколково».
Ранее аналитики YouDo.com и «Сравни» выяснили, какие категории маркетплейса пользуются наибольшей популярностью у бизнес-заказчиков сервиса в новом году. В топе самых популярных услуг, которые заказывает бизнес, лидируют бухгалтерские услуги.