Новости

Китай выделил Африке более $50 млрд финансовой помощи, чтобы укрепить отношения

Председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что в течение следующих трех лет Китай предоставит Африке финансовую поддержку в размере 360 млрд юаней (более $50 млрд). Он выступил во второй день девятого саммита Форума по сотрудничеству Китай-Африка, на котором, как ожидается, будут приняты новые политические решения и соглашения о сотрудничестве, которые заложат основу для китайско-африканских отношений на ближайшие три года.

«Отношения между Китаем и Африкой сейчас находятся на самом высоком уровне за всю историю. Китай готов углублять сотрудничество с Африкой в ​​сфере промышленности, сельского хозяйства, инфраструктуры, торговли и инвестиций», — заявил Си Цзиньпин, призвав обе стороны совместно продвигать модернизацию, которая будет «открытой и взаимовыгодной».

Саммит прошел в то время, когда Китай стремится пересмотреть свои экономические связи и торговые соглашения с Африкой, а также укрепить отношения с развивающимися экономиками на фоне геополитической напряженности с Западом. Согласно данным китайских СМИ, на этой неделе в Пекине собрались лидеры более 50 африканских стран, многие из которых, включая президента ЮАР Сирила Рамафосу и президента Кении Уильяма Руто, провели с Си личные встречи в преддверии саммита.

Ожидается, что к концу саммита лидеры обеих сторон достигнут соглашений по торговле и инвестициям и подпишут ключевые документы, такие как трехлетний план действий Пекина. Ранее на саммите Пекин давал огромные обещания финансировать масштабные инфраструктурные проекты по всей Африке. Делегаты также будут вести переговоры с Пекином об условиях кредитования в попытке решить проблему растущего долгового бремени внутри страны.

В это же время страна пыталась продать больше продукции зеленых технологий, такой как электромобили и солнечные панели — товары, которые сталкиваются с высокими экспортными пошлинами на Западе. Однако это может оказаться сложной задачей для Си Цзиньпина, поскольку Китай не выполнил обещание закупить африканские товары на сумму $300 млрд, взятое на последнем саммите Форума по сотрудничеству Китай-Африка в 2021 году.

Китай считается крупнейшим торговым партнером Африки с тех пор, как в 2009 году он обогнал США. По данным Таможенной службы Китая, общий объем торговли значительно вырос за последние два десятилетия: менее чем со 100 млрд юаней в 2000 году до 1,98 трлн юаней в 2023 году, что соответствует годовому темпу роста в 17,2%. За первые семь месяцев этого года товарооборот между Китаем и Африкой ускорился и достиг рекордных 1,19 трлн юаней.

Китай также является крупнейшим кредитором многих африканских стран. По данным Центра политики глобального развития Бостонского университета, в период с 2000 по 2023 год он направил более $180 млрд на строительство инфраструктурных проектов, таких как мосты, железнодорожные линии и гидроэлектростанции на континенте. Только в прошлом году китайские кредиторы выдали кредитов на сумму $4,61 млрд, что является самым высоким показателем с 2019 года.

Но эти схемы кредитования, в том числе через знаковую инициативу Си «Один пояс, один путь», подверглись критике за то, что они обременяют правительства стран с низким и средним уровнем дохода чрезмерно высоким уровнем задолженности по отношению к ВВП. Это привело к тому, что некоторые страны не смогли обслуживать свой долг или даже оказались в состоянии дефолта.

В дополнение к 360 млрд юаней финансовой поддержки Си упомянул, что Китай будет «поощрять и поддерживать» Африку в выпуске панда-бондов в Китае. Обещанная финансовая помощь будет разделена на 210 млрд юаней в виде кредитных линий, 80 млрд в виде различных видов помощи и 70 млрд юаней инвестиций в Африку со стороны китайских фирм.

«Друг — это тот, с кем ты разделяешь путь», — сказал Си в своей речи, процитировав африканскую пословицу и отметив, что Китай и Африка должны идти «общим путем» к модернизации. Он также подчеркнул, что «Китай никогда не поколеблется в своей решимости добиваться большей солидарности и сотрудничества с Африкой независимо от того, как будет развиваться международная обстановка».

Тем временем китайские производители электромобилей, которым закрыт доступ в США из-за пошлин, ищут другие рынки сбыта. Но поскольку Мексика стала одним из них, Вашингтон опасается, что эта страна может быть использована как «черный ход» на американский рынок.