Китайские компании по производству электромобилей, зарегистрированные в США, тратят на исследования больше средств в соотношении к объему продаж, чем Tesla, согласно анализу CNBC прибыли четырех автопроизводителей за первый квартал.
Это стратегия выживания в условиях жесткой конкуренции на китайском автомобильном рынке, одном из крупнейших в мире. Машины на новых источниках энергии, к которым относятся автомобили с аккумуляторными и гибридными двигателями, быстро выросли до показателя более чем 40% продаж.
Многие китайские автопроизводители уже тратят на исследования столько же или больше, чем их мировые коллеги, в процентном отношении к выручке, что значительно больше, чем несколько лет назад, сказал Пол Гонг, аналитик по автомобилям в UBS. Из четырех китайских электромобильных компаний, зарегистрированных в США, Nio заняла первое место, потратив на исследования и разработки почти 29% выручки за первые три месяца года. Это намного больше, чем у Tesla, которая потратила 5,4% в первом квартале и 4,2% во втором.
Компания Илона Маска известна тем, что имеет относительно низкий коэффициент. Не совсем ясно, сможет ли этот рост расходов обеспечить долгосрочную конкурентоспособность. Компания Nio работала в убыток на протяжении многих лет и только в последние несколько месяцев заметила рост поставок своих автомобилей премиум-класса. Помимо запуска автомобилей, компания в последние годы проводит мероприятия по продвижению своих аккумуляторных услуг и других технологий, в том числе одно, посвященное «качеству» автомобилей, которое состоялось в конце июня.
«Сейчас все говорят об инволюции», — сказал Фэн Шэнь, председатель комитета по управлению качеством Nio. Он имел в виду известный в Китае термин для описания жесткой конкуренции, особенно в индустрии электромобилей. В чем компании должны конкурировать, так это в качестве. Если вы не можете сделать хорошую работу по качеству, то вам нечего сказать». Он изложил план Nio по повышению качества продукции, начав в первую очередь с новых технологий и инноваций в цепочке поставок.
Шэнь, который также является исполнительным вице-президентом Nio, ранее был президентом люксового EV-бренда Polestar в Китае и работал в отделе управления качеством в Ford Motor в США и Китае.
В сентябре 2022 года Nio открыла свой второй завод в городе Хэфэй, который является производственным центром для многих автомобильных компаний. На заводе работают около 2 тыс. человек и 756 роботов, которые автоматизируют большую часть производства.
«Ключевым моментом является оцифровка каждого этапа производства», — сказал Уильям Ли, основатель и генеральный директор Nio. По его словам, если цифровая система может быть интегрирована с несколькими уровнями поставщиков, компания сможет легко выявлять проблемы.
Отвечая на вопрос о глобальном производстве, Ли сказал, что Nio будет придерживаться единых производственных стандартов, но не стал подробно описывать планы по выходу за рубеж. Министерство промышленности и информационных технологий Китая сообщило в своем заявлении, что оно работает с автопроизводителями и поставщиками над созданием сотен лучших практических примеров и эталонов применения «умного» производства в отрасли.
«Ключевым конкурентным преимуществом китайских компаний в Китае является высокоэффективная или эффективная цепочка поставок», — сказала Цзин Ян, директор подразделения корпоративных рейтингов Fitch Ratings в Азиатско-Тихоокеанском регионе, специализирующегося на китайских автомобилях.
Она отметила, что это может помочь китайским компаниям, производящим электромобили, быстрее реагировать на потребности клиентов и рынка, чем традиционным автопроизводителям. В другой части региона, провинции Чжэцзян, находится зарегистрированный в Гонконге автогигант Geely и его дочерняя компания по производству электромобилей, зарегистрированная в США, Zeekr.
Результаты первого квартала Zeekr показывают, что компания потратила 13% от продаж на исследования и разработки. Материнская компания Geely, которая не прописала этот показатель в своем отчете за первый квартал, в течение последних четырех лет тратила на исследования не менее 4% выручки, что значительно больше, чем в предыдущие годы.
Вице-президент Geely по исследованиям и разработкам в области автотранспорта Рен Сянфэй заявил, что компания стремится улучшить как аппаратное, так и программное обеспечение автомобилей, но последнее может обеспечить большую дифференциацию. «С точки зрения пользователей, функции, которые приносят больше сюрпризов, должны быть реализованы через программное обеспечение», — считает Рен. Программное обеспечение для автомобилей включает в себя функции помощи водителю, развлечения в автомобиле и безопасность.
Рен отметил, что новые энергетические автомобили могут поддерживать больше этих функций, поскольку они оснащены более емким аккумулятором, чем традиционные автомобили, работающие на топливе. «Это позволит создать новую концепцию — программно-определяемый автомобиль», — сказал он.
В прошлом месяце Geely представила свою батарею Aegis Short Blade Battery, которая, по словам автопроизводителя, прошла испытания на соответствие отраслевым стандартам и не взорвалась. Она является конкурентом «батареи-лезвия» BYD, которая вывела компанию в лидеры по производству EV. По данным Китайской ассоциации легковых автомобилей, Geely заняла второе место по продажам новых энергетических автомобилей в первой половине года, оттеснив Tesla на третье место.
По словам Рена, новая батарея, которую планируется установить на автомобили Geely, увеличивает стоимость производства примерно на 1 тыс. юаней (около $137,69) по сравнению с автомобилями конкурентов. Поскольку химическая формула для изготовления батарей уже относительно отработана, теперь важно обеспечить последовательность производства. Для этого необходима поддержка «умной фабрики».
Geely также выпустила архитектуру электромобилей под названием SEA, которая, позволяет ускорить производство автомобилей разных размеров. «Автомобильная платформа — это, пожалуй, самое важное, на что следует обратить внимание, а затем — последовательность их подхода», — сказал Тейлор Оган, генеральный директор компании Snow Bull Capital в Шэньчжэне.
Гонг из UBS предупреждает, что соотношение расходов на исследования и продаж, иногда называемое интенсивностью научно-исследовательских работ, не является окончательным показателем инновационности технологий. «Если они могут продавать больше автомобилей с более высокой рентабельностью, это означает, что их инновационные методы, вероятно, правильные. Некоторые из них могут заключаться не в крутых функциях», — говорит Гонг, отмечая, что они могут включать в себя систематическое сокращение расходов.
По данным Xpeng, в первом квартале интенсивность научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ составила 20%. У Li Auto составляла всего 11%, но автомобили с увеличенным запасом хода значительно превзошли по продажам чисто аккумуляторные автомобили.
Если говорить в абсолютных долларах США, то BYD, зарегистрированная в Гонконге, потратила на исследования в первом квартале эквивалент $1,47 млрд, что составляет 8,5% от ее выручки. Это больше, чем затраты Tesla на исследования и разработки в размере $1,15 млрд за это время.
В перспективе компании, производящие электромобили, пытаются дифференцировать себя с точки зрения аккумуляторов и программного обеспечения — двух категорий, в которых доминируют CATL и Huawei соответственно, говорит Цзин Лю, профессор бухгалтерского учета и финансов и директор центра инвестиционных исследований в Высшей школе бизнеса Чунг Конга.
По словам Лю, маловероятно, что компания сможет произвести продукт лучше, чем любой из поставщиков, но это означает, что в конечном итоге автопроизводителям трудно выделиться на рынке, где потребители могут легко переключаться между брендами. Huawei заявила, что тратит на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы не менее 10% выручки. Коэффициент интенсивности CATL в первом квартале составил 5,4%.
Ранее сообщалось о возможности для китайских чиновников приобрести автомобиль Tesla для служебного использования. В частности, представители восточной провинции Цзянсу включили Model Y в список государственных закупок.