Новости

Климатический кризис вызвал бум черных рынков пресной воды на Ближнем Востоке

В городах Иордании зеленые автоцистерны, доставляющие воду, — обычное явление. В среднем житель этой страны пользуется водопроводом всего полтора дня в неделю. Когда водопроводная вода заканчивается, горожане и владельцы предприятий заказывают доставку воды, чтобы наполнить резервуары на крыше или в подвале. Однако, как правило, эти грузовики принадлежат не местной водоснабжающей компании, а частным поставщикам, которые берут воду из скважин, имеющих лицензию на продажу питьевой воды или, все чаще, не имеющих ее.

В крупных городах по всему миру, доставка воды цистернами становится все более актуальной услугой. В некоторых регионах городские водопроводные сети пришли в упадок настолько, что на сегодняшний день 1 млрд человек уже столкнулись с частыми перебоями водоснабжения. Это привело к стремительному росту черных рынков.

Во многих странах, испытывающих дефицит пресной воды, водители грузовиков, владельцы колодцев, а чаще и те и другие, работают без лицензии, скрывая свою деятельность. Команде проекта FUSE удалось соединить модели, разработанные экономистами и гидрологами, и составить карту нелегальных водных рынков в Иордании, стране, занимающей пятое место в мире по дефициту воды.

Чтобы рационально использовать свои скудные водные ресурсы, Иордания в 1987 году ввела плановые отключения водоснабжения. С тех пор средняя продолжительность пользования водопроводной водой в общественных местах сократилась с семи до 1,5 дней в неделю.

Исследование показало, что автоцистерны играют гораздо большую роль в водоснабжении Иордании, чем считалось ранее. Каждый шестой-седьмой литр воды в стране перевозится автотранспортом. Это свидетельствует об острой нехватке воды в городах. Исследователи обнаружили, что более половины потребляемой предприятиями воды в настоящее время доставляется автоцистернами, в том числе большая часть воды, используемой отелями, магазинами и ресторанами.

Автоцистерны также служат важнейшим спасательным кругом для домохозяйств. Большинство иорданцев используют накопительные баки на крыше, чтобы пережить плановые перебои водоснабжения. Однако доступ к воде среди населения распределен неравномерно. Некоторые районы получают водопроводную воду всего шесть часов в неделю. Когда запасы в резервуарах иссякают или водопроводная вода перестает поступать, приходится прибегать к доставке автоцистернами.

Это обходится очень дорого. Домохозяйства платят за воду в цистернах в 23 раза больше, чем за водопроводную, и главная причина — стоимость транспортировки. Автоцистерны проезжают в среднем 29 км, чтобы забрать воду из сельских колодцев, а затем доставить ее потребителю. Таким образом, вода, доставленная автомобильным транспортом, гораздо более энергоемкая и дорогая, чем водопроводная.

По оценкам, только транспортировка в среднем требует 18 киловатт-часов энергии на кубический метр проданной воды, или в три-шесть раз больше энергии, чем опреснение морской воды, которое само по себе является энергоемким процессом и приводит к дополнительным выбросам углерода. Большая часть воды в Иордании, поставляемой в цистернах, добывается нелегально. Объем пресной воды, выкачиваемой из источников для доставки автотранспортом, в 10 раз превышает количество, разрешенное лицензиями на бурение скважин.

Незаконный характер такого забора сводит на нет усилия по сохранению подземных вод. Мониторинг большого количества скважин затруднен в связи с их удаленностью друг от друга. Кроме того, в ходе опроса, проведенного в 2015 году, были выявлены многочисленные случаи запугивания государственных служащих со стороны владельцев земли.

Это представляет особую проблему, поскольку уровень грунтовых вод в Иордании стремительно снижается. Общий объем воды, продаваемой в год в цистернах, составляет 34% от объема подземных вод, забираемых сверх установленного уровня, что усугубляет истощение ресурсов.

В будущем ожидается, что зависимость домохозяйств и предприятий Иордании от поставок воды значительно усилится. Население страны будет продолжать быстро расти, в то время как водные ресурсы будут истощаться. Нестабильная обстановка в регионе усугубляет дефицит водных ресурсов и препятствует реализации перспективных проектов, таких как планы по опреснению воды Красного моря.

По прогнозам, к 2050 году население Иордании удвоится. За этот же период уровень грунтовых вод в стране будет снижаться примерно на 1 метр в год, а запасы поверхностных вод сократятся на 20%. В результате коммунальным службам будет все труднее обеспечивать население достаточным количеством воды.

В результате, если ситуация с городским водоснабжением не изменится, к середине столетия зависимость домохозяйств от доставки воды возрастет в 2,6 раза. Общий объем продаж воды на рынках вырастет более чем на 50 %, что создаст дополнительную нагрузку на запасы подземных вод страны.

Согласно результатам исследования, к 2050 году стоимость доставки воды вырастет на треть, поскольку уровень грунтовых вод снижается, а маршруты транспортировки удлиняются. При сохранении темпов роста цен только две трети домохозяйств смогут позволить себе доставку воды.

В настоящее время Иордания пытается восстановить контроль над нелегальной откачкой воды путем закрытия незаконных скважин. Этот подход позволил сократить нелицензированный забор воды из ирригационных колодцев. По мнению специалистов, распространение этих мер на автоцистерны ставит под угрозу доступ домохозяйств к воде, по крайней мере пока не будет обеспечен надежный общественный доступ к этому ресурсу.

Доставка воды автоцистернами не является идеальным решением для удовлетворения потребностей иорданцев в воде. Поставки на предприятия в большинстве случаев осуществляются по дорогам, что приводит к загрязнению окружающей среды. Однако закрытие незаконных колодцев не приведет к сокращению спроса на воду в городах. Напротив, такая политика может затруднить доступ домохозяйств к важнейшему источнику водоснабжения.

В качестве долгосрочной цели Иордания должна стремиться не только привлечь инвестиции в развитие водоснабжения, но и повысить качество водопроводных сетей. Это позволит решить проблему нехватки воды в городах и обеспечит равный доступ к воде. Однако недавнее исследование крупномасштабных инвестиций в улучшение городского водоснабжения в Иордании показало, что эффективного улучшения водопроводных сетей добиться сложно.

Ухудшение состояния инфраструктуры водоснабжения в городах, перебоев в подаче воды, а также неформальных или нелегальных рынков ее сбыта характерна не только для Иордании. В Ливане доля населения, зависящего от доставки воды автоцистернами, недавно выросла с 26% до 44%, после того как продолжительность подачи воды из общественных источников сократилась с 49 до 22 часов в неделю.

Засушливые страны по всему миру сталкиваются с аналогичными проблемами. Приняв меры, позволяющие совместить доступ домохозяйств к доставке воды с устойчивым управлением подземными водами, Иордания может стать примером для других стран этого региона, испытывающих дефицит воды.