Аналитики сервиса «Точка Маркетплейсы» проанализировали базу селлеров за январь — ноябрь 2023 года и сравнили ее с аналогичным периодом прошлого года. Так они выяснили, что количество селлеров в 2023 году увеличилось более чем на треть. За 11 месяцев 2023 года этот показатель вырос на 35%. Результаты исследования есть в распоряжении редакции Inc.
Самый ощутимый прирост показал «МегаМаркет» (95%). На «Яндекс Маркете» количество продавцов увеличилось на 73%. Тройку лидеров замыкает Ozon, где количество селлеров выросло на 67% относительно 2022 года. Wildberries показал рост на 22%.
А вот на KazanExpress и AliExpress наблюдалось снижение количества селлеров. Аналитики зафиксировали на 7% и 27% соответственно меньше продавцов по сравнению с прошлым годом.
CEO сервиса «Точка Маркетплейсы» Константин Канивец говорит, что речь о полной остановке торговли не идет, несмотря на общий отток селлеров с этих площадок. У Aliexpress Russia есть своя лояльная аудитория продавцов и покупателей. «На наш взгляд, отток — это следствие сокращения объема инвестиций в привлечение на площадку», — добавляет он.
За период с сентября по ноябрь 2023 года общий прирост селлеров на маркетплейсах составил 29%. Топ три открывает «МегаМаркет» (+92%), за ним следуют «Яндекс Маркет» (+78%) и Ozon (+53).
При этом в начале года число новых продавцов на Ozon увеличилось на 92%, в то время как у «Яндекс Маркета» этот показатель составил 89%. Однако во втором полугодии «Яндекс Маркет» обогнал Ozon по приросту клиентов.
Аналитики «Точки Маркетплейсы» также проанализировали прирост количества новых продавцов на онлайн-площадках в разных регионах страны. Оказалось, что самый высокий показатель в Дагестане. Регион показал рост на 75% по всем маркетплейсам, а на Ozon — сразу на 105%. В Брянской области этот показатель составил 61%, в Курской области и Чувашии — 51%, в Кабардино-Балкарии и Ульяновской области — 50%, а в Самарской — 49%.
Канивец связывает такую динамику роста, во-первых, с развитием сети пунктов выдачи, что упрощает как получение заказов клиентами, так и отгрузку товаров продавцами. Передать свой товар для реализации на маркетплейсе становится легче и удобнее. А во-вторых, с тем, что маркетплейсы продолжают активно инвестировать в развитие региональных распределительных центров.
«Это расширяет логистические возможности, в том числе влияет и на тарифы», — отметил он.
Что касается крупнейших городов страны, то в Москве прирост новых селлеров составил 27%, а в Санкт-Петербурге количество продавцов на онлайн-площадках выросло на треть. Падение зафиксировано лишь в трех российских регионах: Республика Саха (-2%), Республика Алтай (-3%) и Магаданская область (-6%).
Недавно Ozon, Wildberries, Avito, «Яндекс» и «СберМаркет» объявили о создании Ассоциации цифровых платформ. Компании планируют зарегистрировать ее до конца 2023 года. Цель проекта заключается в развитии маркетплейсов и платформенной экономики, с акцентом на регулирование занятости и налогообложение.