Новости

«Коммерсант»: клиенты российских банков пожаловались на блокировки счетов из-за роботов

Собеседник издания в Росфинмониторинге подтвердил увеличение жалоб физических лиц на блокировки счетов со ссылкой на закон о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем (закон 115-ФЗ). При этом он пояснил, что работа с подобными жалобами не относится к полномочиям Росфинмониторинга. Жалобы перенаправляются в ЦБ. Работа с ними занимает много времени, пояснил собеседник газеты. Сотрудник пресс-службы Росфинмониторинга в разговоре с Inc. подтвердила наличие жалоб физлиц на блокировки счетов, при этом она выразила сомнения, что жалобы носят массовый характер. Она также подтвердила информацию о том, что такие жалобы не относятся к полномочиям ведомства. 

Основной поток жалоб связан с тремя проблемами: блокировка карт при внесении и снятии крупных сумм или же при переводах на счет клиента или третьему лицу, продолжает издание. Клиенты финансовых организаций рассказали изданию, что банк просит предоставить пояснения и копии документов, которые подтверждают источник поступления денежных средств. Документы рассматриваются от двух до пяти дней, но после проверки банк может отказать в разблокировке счета, заявив, что «документы на объясняют экономического смысла операций».

Обязательному контролю, согласно законодательству, подлежат операции на сумму от 600 тысяч рублей, однако банк вправе приостановить или заблокировать трансакцию и на меньшую сумму при возникновении подозрений. В ходе проверки специальная программа-робот отсортировывает операции по формальным подозрительным признакам и блокирует их. 

Проблему признают в Сбербанке, отмечает издание. Около 10% всех заблокированных трансакций и счетов разблокируется после предоставления документов и пояснений клиентов, рассказала изданию зампред Сбербанка Белла Златкис. При этом банк не может отказаться от автоматизации. «Если перейдем на ручной режим, то для проверки операций нам понадобится неадекватное количество специалистов», — приводит газета слова Златкис. Сегодня контроль за операциями происходит в центре комплаенса в Санкт-Петербурге, рассказала зампред Сбербанка изданию. По ее словам, централизация и автоматизация процессов снизила расходы на проверку проходящих через банк трансакций в разы. 

Проверка операций с помощью роботов позволяет в разы увеличить качество комплаенс, но в итоге приводит и к значительному росту числа блокировок счетов и карт добросовестным клиентам, чьи трансакции робот счел подозрительными по формальным признакам, пояснил «Коммерсанту» представитель АРБ Алексей Тимошкин. Он прогнозирует, что количество жалоб будет только нарастать, поскольку по пути автоматизации идут и другие игроки.

«Автоматическая идентификация несет в себе огромную экономию времени у клиента», — сообщил Inc. президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. Подобные издержки, возникающие из-за проверки банками подозрительных операций, не означают, что клиент не сможет совершить свой платеж, пояснил президент АРБ Inc. Для выполнения трансакции физлицу потребуется позвонить в банк и уточнить данные или прийти в офис финансовой организации. По его прогнозам, решение проблемы займет от нескольких недель до одного месяца. «Это отшлифовка системы, она требует какого-то времени», — резюмировал Тосунян.

Издание добавляет, что ЦБ не намерен вмешиваться в ситуацию, поскольку регулятор не располагает информацией о массовых жалобах физических лиц из-за блокировки счетов в связи с выполнениями банками требований 115-ФЗ. В ЦБ отметили, что решение об отказе в выполнении операции банки принимают самостоятельно на основании собственных правил внутреннего контроля.