Новости

Кризис в России идёт по жесткому сценарию

Фото: iStock

Прогнозы аналитиков относительно того, как кризис будет развиваться в России, сильно разнятся. Россияне стали в разы меньше тратить денег из-за карантина, но снижение потребления несопоставимо с падением цен на нефть по степени влияния на экономику, отмечают эксперты.


В консенсус-прогнозе FocusEconomics говорится о рецессии в экономике России на уровне 1,4% в 2020 году и росте ВВП в 2021 году на 2,3%, сообщает «Коммерсант». Эксперты основывались на оценках 35 российских и иностранных рейтинговых агентств, аналитических центров и инвестбанков. Разброс оценок при этом увеличился в разы: на 2020 год минимальная составляет минус 6% ВВП, максимальная — 1,3%.

Согласно опросу GfK, индекс потребительских настроений снизился в конце первого квартала с 94 до 62 пунктов, что стало самым низким показателем за всю историю мониторинга компании. В период с 30 марта по 5 апреля траты россиян упали почти на 23%, по данным «СберДанные», а согласно оценке «Ромир» — на 47,6%.

В апреле доходы не уменьшились у 22% опрошенных Институтом государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ. В марте доля таких респондентов была существенно выше — 59%. Еще 6% человек потеряли работу, 9% — отправлены в неоплачиваемый отпуск, а 17% не знают, как будет оплачиваться их труд во время карантина.

По данным Федресурса, за январь—март число банкротств физлиц выросло на 68% (22,35 тыс. человек).

Однако негативное влияние карантина на экономику несопоставимо с падением цен на нефть, заявляют аналитики. Снижение цены нефти до $25 за баррель в среднем приведет к падению ВВП на 8% в 2020 году, говорит глава Стокгольмского института переходных экономик Торнбьерн Беккер. Авторы доклада «О чем говорят тренды» ДИП ЦБ предупреждают, что «„дно” цены нефти во втором квартале [может оказаться] на уровне около $10 за баррель».

Ранее экономисты предсказали России глубокую рецессию из-за нежелания тратить деньги на поддержку экономики. Всего у России имеется более $700 млрд накоплений, $165 млрд из которых находятся в Фонде национального благосостояния, отмечает Bloomberg. Несмотря на это власти тратят на поддержку экономики в условиях пандемии не более 2% ВВП.