Ученые разработали метод, который позволяет учить иностранные языки на 13% эффективнее
Ряд исследованийпоказывает, что изучение иностранных языков лучше всего даётся в детстве. Однако группа учёных из США выяснила, что неинвазивная стимуляция периферической нервной системы может повысить эффективность освоения нового языка даже в зрелом возрасте. Исследованиеопубликовано в научном журнале «Science of Learning».
Отчасти эффективное изучение нового языка осложняется из-за того, что мозг взрослого человека больше не обладает той же нейропластичностью, что и в детстве, и хуже приспосабливается к освоению новой информации, объясняют учёные.
Однако недавнее исследование показало, что стимуляция нервной системы в сочетании с поведенческими стимулами может привести к улучшению нейропластичности. Чтобы проверить это утверждение, специалисты применили метод чрескожной стимуляции блуждающего нерва (tVNS).
Команда исследователей разработала специальное устройство, которое крепится к уху и позволяет неинвазивно стимулировать блуждающий нерв человека с помощью безболезненных электрических импульсов.
В исследовании приняли участие 36 взрослых носителей английского языка. Чтобы проверить, как стимуляция tVNS может повлиять на эффективность освоения нового для них языка, испытуемых попросили прослушать и попытаться определить четыре разных тона мандаринского диалекта китайского языка. По мнению многих лингвистов, именно тоны являются одной из основных сложностей в изучении китайского для иностранцев.
Испытуемых разделили на три группы. Первая прослушивала более сложные тоны и получала нейростимуляцию, вторую группу попросили прослушать более простые тоны (при этом испытуемые также получали нейростимуляцию). Третья, контрольная, группа слушала тоны без стимуляции.
Исследователи обнаружили, что результат участников, которые слушали более легкие тоны во время стимуляции, превзошел результаты двух других групп. Эти испытуемые научились распознавать тоны в среднем на 13% лучше и достигли пика своих способностей в два раза быстрее, отмечается в исследовании.
Также учёные отмечают, что впоследствии группа, показавшая лучший результат, смогла идентифицировать новые примеры простых тонов даже без стимуляции. Специалисты подчёркивают, что необходимо провести дополнительные исследования, чтобы точнее понять причины полученного эффекта.
По словам Фернандо Льяноса, ведущего автора исследования, научного сотрудника лаборатории Sound Brain Lab Университета Питтсбурга, в перспективе этот метод может быть полезен для развития образовательных технологий в целом.
«Демонстрация того, что неинвазивная стимуляция периферической нервной системы может облегчить изучение языка, потенциально открывает двери для улучшения когнитивных функций в широком диапазоне областей», ― сказал Льянос.
Также специалисты рассматривают tVNS как мощный инструмент, который в будущем может помочь реабилитации людей с повреждениями головного мозга.