Результаты исследования показали, что 7,5% школьников имеют легкие когнитивные нарушения, у 10−15% наблюдается одно из расстройств этой же группы ЛКН, еще 30% находятся в зоне риска их развития, сообщают «Ведомости».
Руководитель отдела развития мозга в онтогенезе, формирования когнитивных функций и нейробиологии НИИ педиатрии и охраны здоровья детей НКЦ № 2 Георгий Каркашадзе рассказал о распространенности когнитивных нарушений среди школьников.
Ученые проанализировали состояние 1036 учащихся пятых классов в крупных городах России. Распространенность легких когнитивных расстройств (ЛКН) среди них составила 10−15%, из них 7,5% имеют несколько ЛНК-нарушений. Еще 30% входят в группу риска.
К легким когнитивным нарушениям относятся специфические расстройства речи, частичное нарушение процесса письма, трудности с точным или беглым распознаванием слов, нарушение мелкой моторики, эмоциональная возбудимость, а также синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Легкие когнитивные нарушения не относятся к тяжелым психо-неврологическим дефектам, но система здравоохранения и образования должна вовремя диагностировать и корректировать их. Каркашадзе отметил, что если не обратить внимание на эти проблемы в школьном возрасте, в будущем они могут обернуться асоциальным поведением и низкой производительностью труда.
По словам специалиста, существует две главные проблемы — недостаточность диагностики и отсутствие методологической базы для работы с такими детьми в школе. На когнитивное развитие детей влияет совокупность факторов: образовательные требования, методика преподавания, питание, качество зрения и цифровая активность школьников.
Профессор кафедры управления и экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Василий Власов отметил, что у 10% детей из-за расстройств легкой степени могут возникать трудности с освоением школьной программы. Он считает, что медицина и педагогика не должны ставить таким детям диагноз, чтобы отделить их от общества. Наоборот, задача состоит в том, чтобы адаптировать их в социуме и помочь в преодолении трудностей.
Неврологи из Университета Восточной Финляндии выявили, какие занятия помогут родителям вырастить более умных детей. Ученые советуют записать их в спортивные секции, приучить к чтению и правильному питанию. Такие занятия способствуют развитию познавательных способностей.