Экономисты из НИУ ВШЭ выяснили, что наборы LEGO растут в цене на 10-11% в год. Их темп роста опережает показатели акций, золота и облигаций. Свое исследование ученые опубликовали в журнале Research in International Business and Finance.
«Мы привыкли к тому, что если люди покупают какие-то вещи ради инвестиций, то это драгоценности, антиквариат или предметы искусства. Однако есть и другие варианты, например, коллекционные игрушки», — говорит доцент факультета экономических наук ВШЭ Виктория Добрынская. Вторичный рынок LEGO огромен и слабо изучен традиционными инвесторами, замечает она.
В Китае, России и странах Ближнего Востока спрос на такие товары наиболее высок.
LEGO быстрее дорожает, так как число наборов сильно ограничено, в особенности это касается наборов по культовым фильмам, книгам или историческим событиям. Кроме того, на рост цены влияет и то, что на вторичном рынке после продаж игрушек предложение уменьшается: часть покупателей очень ценит наборы и не хочет их продавать, а другая – перестает видеть в них ценность из-за потерянных деталей. Еще одна причина в том, что наборы выпускаются уже несколько десятилетий, и накопили большую базу поклонников, которые могут покупать конструктор как ностальгический предмет.
Исследователи проанализировали цены за 2322 набора LEGO за 1987-2015 годы. Они изучали продажи на первичном рынке и на онлайн-аукционах (невскрытые наборы). Так, цены на вторичном рынке после двух-трех лет выхода набора меняются от -50 до +600% в год.
Маленькие и очень большие наборы дорожают быстрее, чем средние. Причина в том, что маленькие наборы часто содержат уникальные детали или фигурки, а очень большие выходят реже и больше привлекают взрослых. Также хорошо прибавляют в цене наборы, посвященные известным зданиям, фильмам или популярным праздникам (самые дорогие из них: «Тысячелетний сокол», «Кафе на углу», «Тадж-Махал», «Звезда смерти II» и «Имперский звездный разрушитель»).
В среднем наборы растут в цене на 10-11% в год — это больше, чем дают акции и облигации, золото и многие предметы коллекционирования вроде марок и вин. Кроме того, цены на наборы почти не зависят от ситуации на фондовом рынке (они росли в кризисном 2008 году) и относительно невысоки. Однако авторы работы предупреждают, вложения в LEGO окупят себя только в перспективе трех лет.
«Но несмотря на высокие доходности LEGO на вторичном рынке в целом, не все наборы одинаково успешны, и нужно быть поистине фанатом LEGO, чтобы разбираться в тонкостях рынка и увидеть инвестиционный потенциал определенного набора», — отмечает Добрынская.