Новости

Лишь 16% IT-специалистов, покинувших страну с 2022 года, вернулись в Россию

Международное рекрутинговое агентство NEWHR Data провело исследование о релокации российских IT-специалистов. Опросив 4952 айтишника, аналитики выяснили, кто из них по-прежнему остается в России, релоцировался или вернулся, а также об их планах на будущее, в каких компаниях работают или мечтают работать.

Оказалось, что решение об отъезде россияне принимают вне зависимости от пола и IT-специальности. Весомыми факторами здесь являются грейд, поддержка работодателя и возраст. Вопреки ожиданиям, оказалось, что не всех айтишников вывозят компании. Так, 2/3 опрошенных, уехавших из России, делали это за свой счет.

По словам исследователей, задачей опроса было разобраться, как на сегодняшний день выглядит ситуация с релокацией русскоязычных айтишников. «В публичном поле много хайпа и споров на эту тему, — рассказали они. — Часто говорят, что почти все уехавшие вернулись в Россию». Однако по словам рекрутеров NEWHR, это совсем не так.

Несмотря на такую большую выборку, нельзя утверждать, что результаты исследования представляют собой срез всех русскоязычных айтишников, так как она смещена в сторону тех, кого так или иначе волнует тема релокации, подчеркивают в NEWHR Data. Аналитики обращают внимание на то, что на предложение пройти опрос чаще откликались те, кого волнует тема релокации, чем те, кто даже не задумывался о ней. Это говорит о том, что IT-специалисты, живущие в России и не думающие о релокации, недостаточно представлены в исследовании.

«По этой причине мы подвергаем детальному анализу только сегмент “уехавших” и “вернувшихся из-за рубежа”, а сегмент “остающихся в России” мы анализируем не так детально, — говорят аналитики. — Следовательно, на основе наших данных нельзя делать выводы о том, какова доля релокантов или потенциальных релокантов среди всех русскоязычных айтишников».

Тем не менее, в результаты опроса позволили определить, какая доля уехавших из страны вернулась или собирается вернуться в Россию, а какая решила жить за границей, а также соотношение между теми, кто никуда не уезжал и планирует остаться в стране и теми, кто готовится к релокации.

В опросе приняли участие почти 5 тыс. IT-специалистов в 21 области, включая разработку (20%), аналитику (11%), тестирование (10%), продакт- (9%) и проджект-менеджмент (6%), HR (6%), инфраструктуру (5%), data science (3%), маркетинг (3%) и другие.

Среди них можно выделить 6 грейдов или групп должностей с одинаковой ценностью для организации и единым окладом: интерны, джуны, мидлы, сеньоры, тимлиды и топ-менеджмент. Больше всего среди релокантов оказалось сеньоров (41% от сегмента), вторыми следуют миддлы (28%), за ними тимлиды (18%).

Участников опроса разделили на четыре группы: остающиеся (те, кто не уезжал из России и находился там на момент опроса), вернувшиеся (уехали, но вернулись в страну), релоканты (те, кто уехал в 2022-2024 годах и остаются за рубежом) и давние релоканты (покинувшие Россию до февраля 2022 года).

Исследование показало, что вернулись в Россию лишь 16% релоцировавшихся в период с 2022 по 2024 год. При этом если все респонденты, планирующие вернуться, сделают это, то этот показатель составит всего 19%.

Компании, в которых работают или хотели бы работать российские айтишники были разделены на 4 типа: российские, отчасти российские (работают за рубежом или созданы выходцами с русскоязычных рынков), иностранные локальные (работают на рынке отдельной страны) и иностранные международные (работают во многих странах) компании.

Опрос показал, что более 50% давних релокантов заняты в локальных или глобальных иностранных компаниях, а каждый третий, уехавший с 2022 по 2024 год работает в компаниях, созданных выходцами с русскоязычных рынков и осуществляющих деятельность за рубежом.

При этом даже те, кто уехал до 2022 года, продолжают работать на отчасти российские компании (23%). Каждый четвертый (25%) уехавший и 13% давних релокантов продолжают работать на российские компании.

«Мощные связи релокантов с Россией будут постепенно размываться. Это небыстрый процесс. Многие всё ещё работают в российских компаниях из-за рубежа или в буферной зоне отчасти российских компаний. Если не будет „чёрных лебедей“ и шоковых событий, то процесс продолжится в том же темпе», — считает Алена Макарова, руководитель исследований NEWHR Data.

Исследование не выявило корреляций между решением уехать и полом или профессией. Мужчины и женщины уезжали или оставались в России примерно одинаково часто. Однако мужчины возвращались в Россию в 1,5 раза чаще, чем женщины. Это объясняется стихийной релокацией, наблюдавшейся осенью 2022 года, в которой участвовали в основном мужчины.

47% участников опроса находятся в России, 53% — за рубежом. Примечательно,что 1/3 выборки — женщины, а 2/3 — мужчины. При этом доля мужчин среди старших грейдов и руководителей оказалась выше. Чаще всего они занимаются бэкенд-разработкой, аналитикой и продакт-менеджментом. Топ-3 специальностей у женщин это HR и рекрутмент, аналитика и тестирование.

Примечательно, что получившие поддержку работодателя реже возвращались в РФ, чем те, кто уехал за свой счет. Активнее других релоцировались респонденты в возрасте 30–40 лет.

«Интуитивно кажется, что проще релоцироваться тем, кто моложе. Ничего подобного! — комментирует Макарова. — Уезжал самый продуктивный и экономически активный возраст от 30 до 40 лет. У этих людей есть и силы, и опыт. Их отъезд мог создать на рынке России зоны вакуума, куда втянулись менее опытные и, возможно, более молодые специалисты».

Интересно, что подавляющее большинство (97%) опрошенных планируют остаться за рубежом. Лишь 3% из тех, кто выехал за рубеж, собираются в ближайшее время вернуться, а 65% заявили, что активно интегрируются в стране пребывания. Почти 50% релокантов заявили, что собираются «навсегда» остаться за границей. Еще 29% намерены оставаться за рубежом «до изменения ситуации в РФ». Гипотетически они могут вернуться, говорят аналитики.

«Прошло два с лишних года. Есть ощущение, что этого достаточно, чтобы люди поняли, на каком свете они находятся и чего хотят. Многие уже прошли эмиграционный шок, добились первичных целей, адаптировались к новой реальности и определились с планом на будущее, — говорит Кира Кузьменко, фаундер NEWHR Data. — Исследование ОЭСР показало, что успешная интеграция мигрантов часто занимает от 3 до 5 лет. При этом большинство из переехавших принимают окончательное решение остаться в новой стране только к пятому году».

Исследователи отмечают, что отток айтишников после пика в 2022 году значительно снизился в 2023-2024 годы. Но и вернувшихся в этой волне было больше всего (почти каждый 4-й). Примечательно,что большинство из них называют себя «эмигрантами», а не «релокантами».

«Для 2/3 релокантов их отъезд становится эмиграцией. Данные нашего опроса отражают принятие ими собственной идентичности: „Да, мы эмигранты“. Все это время многие обустраивались за рубежом: оформляли документы, открывали счета, арендовали или покупали жильё, отправляли детей в школы, обрастали связями и контактами. В итоге кому-то сейчас к новому гражданству ближе, чем к возвращению в Россию, — комментирует Макарова. — Люди менее склонны возвращаться, и обратной миграционной волны ждать не приходится. Скорее всего, вернутся те, у кого не получилось с эмиграцией, а именно с выстраиванием юридических, финансовых, социальных возможностей для жизни и развития в принимающей стране».

Большинство опрошенных рассказали, что предпочитают работать в иностранных компаниях. Чем дольше айтишник живет за рубежом, тем вероятнее будет работать на зарубежные компании, не имеющих связей с Россией.

Чаще всего IT-специалисты уезжают в Сербию. Именно эта страна заняла первое место (15,8%) в топ-25 стран текущего проживания айтишников из России. Примечательно, что она сохранит свое лидерство, даже если релоканты переедут в страны, куда планируют в итоге попасть.

На втором месте оказалась Грузия (10%), на третьем — Германия и Кипр (по 7,8%). За ними следуют Армения (7,2%), Испания (5,6%), Казахстан (4,4%), Черногория (3,4%), Португалия (3,3%) и Израиль (2,5%). Респонденты также рассказали, куда хотят переехать в будущем. Здесь второе место заняла Германия (11%), а третье досталось Испании (10%).

Так называемых «цифровых кочевников» (digital nomads)в опросе оказалось лишь 18%. Порядка 82% уехавших в 2022-2024 годы либо остались в стране первого выезда, либо сменили две страны. Остальные 18% переезжали чаще (сменили три страны или более). Для сравнения: лишь 10% давних релокантов (до 2022 года) отличались такой активностью.

«Интересно, что именно Сербия аккумулировала в себе чаяния и нужды релокантов-айтишников. Могу предположить, что это произошло за счет похожей культурной среды, близости к Европе, адекватной миграционной политики, относительно низких налогов, а также дружелюбию сербов по отношению к русскоязычным людям, — считает Кузьменко. — Все это привело к тому, что именно в Сербии вырос и продолжает расти русскоязычый айтишный хаб. Здесь появляются офисы как крупных, так и небольших русскоязычных компаний».

Исследование показало, что лишь каждый пятый релокант уехал в одиночку. 2 из 3 опрошенных уехали за рубеж с партнером, 1/5 — с детьми. Такое же количество, 1/5 — с домашними животными. «Это не просто забавные факты, а показатель серьезности намерений. С детьми и питомцами любые разъезды сложнее. Большие доли детей и питомцев указывают на то, что люди снимались всем домом, «со чада и домочадцы», всерьез и надолго. Это, на наш взгляд, говорит о стремлении осесть в другой стране и не возвращаться в ближайшем будущем», — говорит Макарова.

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ продолжает отслеживать на основе ежеквартальной статистики тенденции развития сектора ИКТ и его сегментов (ИТ-отрасли, телекоммуникаций, производства ИКТ-оборудования, оптовой торговли ИКТ-товарами). По итогам первых трех месяцев 2024 года сектор ИКТ подтвердил статус одного из самых быстро развивающихся сегментов экономики.