Китайские фермеры зарабатывают миллионы в TikTok, продавая фрукты и овощи
В 2018 году Цзинь Гоуэй (Jin Guowei) был по уши в долгах и продавал фрукты туристам на улицах китайского города Лицзяна. Теперь он Brother Pomegranate, интернет-сенсация с 7,3 млн подписчиков и 300 млн юаней ($46 млн) от продаж в 2020 году. Однажды Гоуэй продал гранаты на 6 млн юаней за 20 минут.
Это новый тренд сельского предпринимательства в Китае, пишет Bloomberg. Фермеры и продавцы сельскохозяйственной продукции в отдаленных провинциях продают товары напрямую городским потребителям через стримы и короткие видео.
По данным TikTok (в Китае — Douyin), доходы креаторов, живущих в сельской местности, выросли в 15 раз по сравнению с 2020 годом.
Другой фермер, Го Чэнчэн (Guo Chengcheng), общается с 2,5 млн подписчиков в TikTok со своего участка, собирая урожай, в то время как зрители нажимают на ссылку под видео, чтобы заказать продукты. Чэнчэн рассказывает обо всем: от мини-тыкв до диких персиков (wild peaches).
До TikTok фермер продавал продукты через мессенджер WeChat — в день было около сотни заказов. Теперь Чэнчэн принимает до 50 тыс. заказов за прямую трансляцию, зарабатывая не менее 9 млн юаней в месяц.
Чэнчэн и Гоуэй — одни из тех, кто вернулся в родную деревню после нескольких лет жизни в городе. По оценке TikTok в Китае, 54% инфлюенсеров, живущих в сельской местности, — это «возвращающаяся молодежь».
На это также повлияла пандемия: более 23 млн рабочих-мигрантов вынуждены были остаться в родных селах. В то же время горожане, оставшиеся дома на карантине, готовили больше, чем когда-либо. Спрос на свежие продукты онлайн резко вырос, и социальная коммерция предложила мелким фермерам доступный способ стать предпринимателями.
За год, закончившийся в марте 2021 года, более 100 тыс. фермеров провели 2,52 млн стримов на платформе Taobao Live, принадлежащей Alibaba. Количество создателей «сельскохозяйственного контента» в TikTok с более чем 10 тыс. подписчиков в 2019—2020 гг. выросло в шесть раз по сравнению с годом ранее.
Эксперты по электронной коммерции и стримеры говорят, что секрет успеха кроется в сочетании ностальгии городских жителей по природе, недоверия к рынкам из-за скандалов, связанных с безопасностью продуктов, и удовольствия от наблюдения за интересными и необычными людьми.