Признаки того, что жертв современного рабства заставляли работать в McDonald’s и на производстве, поставляющем хлебобулочные изделия в крупные супермаркеты, не замечали годами. 16 жертв принуждали работать либо в ресторане быстрого питания, либо на фабрике, которая поставляла продукцию в Asda, Co-op, M&S, Sainsbury’s, Tesco и Waitrose.
Широко известные признаки рабства, включая выплату зарплаты четырех человек на один банковский счет, игнорировались, в то время как в течение более четырех лет жертвы, выходцы из Чехии, подвергались эксплуатации. Шесть членов сети по торговле людьми из Чехии были осуждены в ходе двух уголовных процессов, отложенных из-за пандемии.
Компания McDonald’s UK утверждает, что усовершенствовала свои системы выявления «потенциальных рисков», а Британский консорциум розничной торговли заявил, что его члены извлекут уроки из этого случая.
Девять жертв были вынуждены работать в McDonald’s в Кэкстоне, Кембриджшир. Девять человек работали в компании по производству хлеба в Ходдесдоне (Хартфордшир) и Тоттенхэме (северный Лондон), которая выпускала продукцию под собственным брендом сети супермаркетов. Всего на обоих предприятиях находились 16 жертв, причем двое работали и в McDonald’s, и на производстве.
Все жертвы, в большинстве своем бездомные или наркоманы, зарабатывали не меньше установленной законом минимальной суммы оплаты труда, но почти вся она уходила банде злоумышленников. Они жили на несколько фунтов в день в тесных помещениях — протекающем сарае и неотапливаемом автофургоне.
Полиция обнаружила, что доходы от рабского труда позволяли членам банды покупать роскошные автомобили, золотые украшения и недвижимость в Чехии. В нескольких случаях жертвы сбегали, но их выслеживали и возвращали в Великобританию.
Эксплуатация прекратилась в октябре 2019 года после того, как жертвы обратились в полицию Чешской Республики, которая затем сообщила об этом британским коллегам. Но тревожные признаки игнорировались на протяжении как минимум четырех лет.
Заработная плата жертв перечислялась на банковские счета, зарегистрированные на чужие имена. В McDonald’s заработок по меньшей мере четырех жертв на общую сумму £215 тыс. поступал на один счет, который контролировался преступниками.
Жертвы не владели английским языком, и заявления о приеме на работу заполнял один из членов группировки. Он даже присутствовал на собеседованиях в качестве переводчика.
Жертвы работали в «Макдоналдсе» 70–100 часов в неделю. Смена одной из жертв длилась 30 часов. Международная организация труда ООН утверждает, что чрезмерная сверхурочная работа является признаком принудительного труда.
У нескольких работников был один и тот же юридический адрес. Девять жертв проживали в одном и том же доме в Энфилде на севере Лондона, пока работали в пекарне.
«Меня очень беспокоит, что было пропущено так много тревожных сигналов и что, возможно, компании не приняли мер, чтобы защитить уязвимых работников», — сказала Сара Торнтон, бывший независимый комиссар по борьбе с рабством.
Сержант Крис Акорт, возглавлявший расследование полиции Кембриджшира, сказал, что были упущены «огромные возможности», чтобы обнаружить признаки рабского труда и раньше предупредить компетентные органы. «Мы могли бы положить конец эксплуатации гораздо раньше, если бы были в курсе», — сказал он.
Как и многие другие жертвы, Павел, который отказался от своего законного права на анонимность, был бездомным в Чехии, когда в 2016 году к нему обратилась преступная группировка. Он говорит, что его заманили ложным обещанием хорошо оплачиваемой работы в Великобритании, где он в то время мог работать легально.
Но то, что он пережил, оставило неизгладимые шрамы, говорит он. «Ущерб, нанесенный моему психическому здоровью, нельзя возместить, он останется со мной навсегда», — сказал Павел. По его словам, его эксплуататоры выдавали ему всего несколько фунтов в день наличными, несмотря на то что он работал в McDonald’s по 70 часов в неделю.
Полиция установила, что преступная группировка, возглавляемая братьями Эрнестом и Зденеком Древенаками, забирала паспорта у всех своих жертв и контролировала их с помощью угроз и насилия. «Мы боялись, — говорит Павел. — Если бы мы сбежали и вернулись домой, у Эрнеста Древенака было много друзей в нашем городе, полгорода были его приятелями».
Банда «обращалась со своими жертвами как со скотом», кормила только, «чтобы они не умерли от голода», утверждает инспектор полиции Мелани Лиллиуайт. По ее словам, за жертвами следили с помощью камер видеонаблюдения, не давали пользоваться телефонами и Интернетом и говорить по-английски. «Они были отрезаны от внешнего мира», — сказала она.
Хотя члены банды уже осуждены, Павел считает, что работодатель также несет определенную ответственность. «McDonald’s частично эксплуатировал меня, потому что бездействовал, — сказал он. — Я думал, что компания будет осторожнее и заметит это».
Как и большинство точек McDonald’s, заведение в Кэкстоне, на шоссе A428, работает по франшизе, то есть частный бизнес платит гиганту фастфуда за право управлять рестораном. Пока жертвы работали там с 2015 по 2019 год, у франшизы были два разных владельца.
McDonald’s UK представила заявление от имени корпорации и ее франчайзи. В нем говорится, что нынешний франчайзи Ахмет Мустафа был «уличен в ужасных, сложных и изощренных преступлениях» только в ходе сотрудничества с полицией и прокуратурой. Компания заявила, что «заботится» обо всех сотрудниках, и пообещала, что, работая с франчайзи, будет «вместе с государственными и неправительственными организациями, а также широкой общественностью, бороться с современным рабством».
Компания также заявила, что в октябре 2023 года заказала независимое расследование и приняла меры по улучшению своих возможностей «выявлять и пресекать потенциальные риски, такие как общие банковские счета, чрезмерная продолжительность рабочего дня и использование переводчиков на собеседованиях».
Speciality Flatbread Ltd п, компания, производившая хлеб, прекратила деятельность в 2022 году. Ни один из супермаркетов не обнаружил признаков рабского труда, пока жертвы работали в пекарне в период с 2012 по 2019 год.
Торнтон заявила, что ожидала от ретейлеров «более тщательной проверки», так как обычно они «гораздо внимательнее относятся к продукции собственных брендов, потому что на кону стоит их репутация».
Sainsbury’s заявила, что перестала использовать эту компанию в качестве поставщика собственных брендов в 2016 году. Остальные прекратили с ней сотрудничество только в 2019 году, после того, как полиция спасла жертв.
Asda заявила, что «разочарована», «рассмотрит каждый выявленный случай и примет меры». В компании рассказали, что трижды были на объекте, но сосредоточились исключительно на безопасности пищевых продуктов и прекратили сотрудничество в 2020 году.
Компания Tesco заявила, что в ходе проверок, подкрепленных информацией от благотворительной организации по борьбе с рабством Unseen, «были выявлены небезопасные методы работы» и компания «прекратила размещать заказы у этого поставщика» в 2020 году.
Waitrose заявила, что отказалась от поставок в 2021 году после того, как в ходе проверок появились «опасения по поводу стандартов и условий труда на производстве».
Co-op заявила, что провела «ряд» внезапных проверок, включая собеседования с работниками, но не обнаружила признаков современного рабства. Компания «активно работает над решением этой шокирующей проблемы как в Великобритании, так и за рубежом».
M&S приостановила деятельность компании и исключила ее из списка в 2020 году, когда «узнала о потенциальных нарушениях этических норм труда через службу помощи по вопросам современного рабства».
Британский консорциум розничной торговли заявил, что благополучие работников является «основополагающим фактором» для ретейлеров, которые, по его словам, быстро реагируют на возникшие опасения. «Тем не менее важно, чтобы розница извлекала уроки из подобных случаев, чтобы постоянно повышать уровень должной осмотрительности», — говорится в сообщении.
Директор компании Speciality Flatbreads Эндрю Чараламбус поддержал действия полиции и обвинения. Он сказал, что компания была «тщательно проверена ведущими юридическими фирмами» и «все, что мы делали, было законно».
«С нашей точки зрения, мы никак не нарушали закон, хотя, конечно, вы правы в том, что, возможно, были определенные признаки или что-то в этом роде, но это должны были делать сотрудники отдела кадров, которые занимались этим на переднем крае», — сказал он.
Закон о современном рабстве требует, чтобы крупные компании, включая McDonald’s и супермаркеты, публиковали ежегодные отчеты о том, что они будут делать для решения этой проблемы. Бывший премьер-министр Тереза Мэй, которая ввела этот закон на посту министра внутренних дел в 2015 году, признала, что в данном случае закон не смог защитить жертв, и считает, что его необходимо «усилить».
Мэй, которая сейчас возглавляет Глобальную комиссию по борьбе с современным рабством и торговлей людьми, сказала, что этот случай «откровенно шокирует» и показывает, что «крупные компании не уделяют должного внимания своим цепочкам поставок». Она сказала, что комиссия изучает, какие новые законы необходимы «для обеспечения мер со стороны компаний».
В ответ на это дело британское правительство сообщило, что «в надлежащее время изложит дальнейшие шаги по проблеме современного рабства, привержено борьбе со всеми формами современного рабства» и будет «преследовать преступников и работодателей, используя все имеющиеся в распоряжении рычаги, обеспечивая жертвам необходимую поддержку».
Ранее британский антимонопольный регулятор подтвердил, что проводит официальное расследование связей Amazon с Anthropic, после того как Amazon недавно завершила инвестиции в стартап в области искусственного интеллекта в размере $4 млрд. Новость появилась через неделю после того, как Управление по конкуренции и рынкам (CMA) объявило о начале расследования сотрудничества компании Google с Anthropic, в которую интернет-гигант вложил $300 млн в прошлом году, а впоследствии еще $2 млрд.