Новости

Миллиардер Джаред Айзекмен стал первым гражданским лицом, совершившим выход в открытый космос

Ракета SpaceX Falcon 9 с миллиардером Джаредом Айзекманом на борту успешно стартовала с мыса Канаверал 10 сентября в 5:23 по местному времени. Частью миссии Polaris Dawn стал в первый в истории выход в открытый космос гражданского лица.

Polaris Dawn — первая из трех космических миссий, финансируемых Айзекманом, основателем компании по обработке платежей Shift4. Командиром корабля стал его близкий друг Скотт «Кидд» Потит, пилот ВВС в отставке, а также два инженера SpaceX Анна Менон и Сара Гиллис. Космический корабль, получивший название Resilience, выйдет на орбиту, 1,4 тыс. км над планетой. Ни один человек не бывал так высоко с тех пор, как в 1970-х годах завершилась программа НАСА «Аполлон».

Астронавты пройдут через область космоса, известную как пояс Ван Аллена, с высоким уровнем радиации, но экипаж будет защищен космическим кораблем и своими недавно обновленными скафандрами. За несколько проходов пояса они подвергнутся уровню радиации, эквивалентному трехмесячному нахождению на Международной космической станции, что находится в допустимых пределах. Цель исследования — изучить влияние относительно короткого, но безопасного облучения на организм человека.

Второй день пребывания в космосе экипаж проведет на максимальной высоте, выполняя до 40 экспериментов, включая тестирование связи между космическим кораблем Dragon и спутниковой группировкой Starlink компании SpaceX.

На третий день миссии Айзекман и Сара Гиллис совершат выход в открытый космос, который продлится два часа. Они будут находиться на орбите высотой 700 км. Астронавты будут испытывать новые костюмы для внекорабельной деятельности (EVA), созданные компанией SpaceX для работы вне космического корабля, которые, как следует из их названия, были усовершенствованы по сравнению с костюмами для внутрикорабельной деятельности (IVA).

В шлем скафандра EVA встроен дисплей, на котором отображается информация о скафандре во время его использования. Считается, что скафандры EVA достаточно удобны, чтобы их можно было надевать во время запуска и посадки, что избавляет от необходимости иметь отдельные скафандры IVA.

В интервью, которое Гиллис дала во время подготовки к выходу в открытый космос, она сказала, что этот полет — часть плана SpaceX по отправке людей в другие миры. «До сих пор только члены экипажей государственных космических миссий совершали выход в открытый космос. У SpaceX огромные амбиции — добраться до Марса и основать там колонию. Чтобы достичь этого, нам нужно с чего-то начать. И первый шаг — это испытание первой итерации скафандра EVA».

Это мнение поддержал и Айзекман. «В SpaceX знают, что им понадобится функционал новых скафандров, для осуществления своей долгосрочной мечты — когда-нибудь заселить другую планету».

Цель — создать скафандры более универсальные, а не индивидуальные для каждого космонавта, и таким образом снизить затраты на коммерческие полеты в космос по мере того, как они будут становиться все более распространенными.

Уникальность выхода в открытый космос заключается в том, что космический корабль Dragon, названный Resilience, не имеет шлюзовой камеры, которая представляет собой герметичное помещение между дверью, отделяющей космический вакуум снаружи от остальных частей корабля. Обычно шлюз разгерметизируется перед тем, как астронавты входят и выходят, но в случае с Resilience придется разгерметизировать весь корабль, а астронавтам, остающимся на корабле, тоже придется полностью экипироваться.

Космический корабль приспособлен для работы в вакууме. Установлены дополнительные баллоны с азотом и кислородом, все четыре астронавта наденут скафандры EVA, хотя выходить из корабля будут только двое. Таким образом, миссия побьет рекорд по количеству людей, одновременно находящихся в космическом вакууме.

Айзекман был в космосе только один раз, а остальные члены экипажа никогда не летали в космос. «Есть ощущение, что это очень рискованно, — говорит доктор Адам Бейкер, специалист по ракетным двигателям из Крэнфилдского университета. — Они поставили перед собой много амбициозных задач и имеют относительно небольшой опыт космических полетов. Но они потратили несколько тысяч часов на моделирование миссии».

Если миссия окажется успешной, некоторые аналитики считают, что она станет началом волны все более масштабных и дешевых полетов, финансируемых за счет частных лиц. Но доктор Бейкер придерживается более осторожного подхода. «Космические полеты сложны, дороги и опасны, поэтому ожидать, что в ближайшее время в космос полетит большое количество даже просто обеспеченных, а не сверхбогатых людей, или ожидать, что вы окажетесь в их числе, маловероятно», — говорит он.

Компания SpaceX Илона Маска в следующем году будет использовать одну из своих капсул для доставки домой астронавтов, застрявших на МКС, что станет новой неудачей для конкурента Boeing Co. и также вызовет вопросы о том, как NASA будет комплектовать штат сотрудников орбитальной лаборатории в дальнейшем. Неисправный корабль Starliner компании Boeing вернулся на Землю без людей на борту в начале сентября.