По информации Мантурова, сейчас Минпромторг совместно с заинтересованными отраслевыми ассоциациями разрабатывает стратегию развития общепита, который в России недостаточно развит. Так, доля расходов россиян на питание вне дома в общих затратах на еду составляет всего 9%, а в США — 47%.
«Вообще очень грустно, что у нас практически отсутствует сегмент с простой домашней едой, который формируется именно семейным бизнесом», — пишет министр. По его словам, специфика российского рынка — это доминирование сетевых «трендовых» предприятий быстрого питания и ресторанов достаточно высокого ценового сегмента. Для создания тренда или привычки питания вне дома необходимо, чтобы у каждого человека была возможность зайти в недорогое кафе по месту жительства, работы, учебы, убежден Мантуров.
Опросив предпринимателей, Минпромторг определил ключевые проблемы, с которыми сталкиваются предприятия общепита. Одна из них — устаревшие обязательные требования к организации и функционированию бизнеса в этой сфере. Это — СанПиНы, СНиПы, требования к пожарной безопасности, защите прав потребителей и обороту алкогольной продукции. «Именно они создают избыточное регулирование отрасли. Думаю, что мы должны изменить подход к этому через их упрощение: государство может определять базовые требования, а не способы их выполнения», — пишет Мантуров. Так, по его мнению, условием должно быть соблюдение чистоты помещения, а не его уборка конкретным методом.
Еще одна проблема, по мнению министра — большое количество проверок предприятий и штрафов по их итогам. «Целью проверок должно стать уменьшение форс-мажорных случаев (отравления, пожары и прочее), а не взимание штрафов с предпринимателей за конкретные нарушения», — убежден Мантуров.
Негативно сказывается на развитии общепита и дефицит площадей. В связи с этим министр считает нужным изменить закон о торговле и разрешить использование нестационарных павильонов, шатров и иных конструкций, а мобильные объекты (в частности, автомагазины и автокафе) — выделить в отдельную категорию. Также он предлагает уменьшить количество ограничений в сфере реализации алкогольной продукции. Сейчас соответствующие изменения в закон готовятся для внесения в Госдуму.
«Предлагаемые нами меры позволят значительно снизить издержки предпринимателей и повысить привлекательность создания нового бизнеса различных форматов», — подчеркнул Мантуров.
Ранее «РИА Рейтинг» опубликовало результаты своего исследования по итогам 2015 года, согласно которому россияне тратят на еду в среднем 32% своего ежемесячного дохода. Для сравнения, в 2014 году доля продуктовых трат россиян составляла 28,5%, а в 2013-м – 27,7%. Сейчас по этому показателю Россия занимает в европейском рейтинге 32 место из 40. Низкие позиции страны эксперты объясняют падением реальных доходов в кризис и ростом цен на продовольствие.