Новости

Минтруд: брать на работу релокантов можно, но только по гражданско-правовому договору. А по трудовой — нельзя

Заключение трудового договора с гражданами, работающими из-за рубежа, недопустимо, по мнению Минтруда. Причина в том, что права и обязанности сотрудников и работодателей могут обеспечиваться только в пределах страны. Сотрудничество с удаленными сотрудниками, находящимися за границей, может обернуться проблемами при уплате налогов, страховых взносов, а также обеспечении безопасности персонала, сообщили «Известия».

В случае работы с гражданами, покинувшими страну, лучше заключать гражданско-правовой договор, уточнили в ведомстве, хотя закон не запрещает заключать трудовой договор с такими сотрудниками. По закону сотрудник не обязан уведомлять работодателя о выезде за границу, но должен поставить руководство в известность, если собирается удаленно работать из другой страны. Иначе это будет расцениваться как нарушение условий трудового договора, в котором прописано место деятельности сотрудника. Об этом говорится в разъясняющем письме Минтруда за подписью государственного советника Дмитрия Мыльникова.

В письме говорится, что, по мнению ведомства, «заключение трудового договора о дистанционной работе с гражданином для осуществления трудовой деятельности за пределами РФ не допускается». В пресс-службе Минтруда пояснили, что трудовые отношения предполагают определенные права и обязанности сотрудников и работодателей, соблюдение которых обеспечивается только в пределах страны. В других государствах могут отличаться действующие налоговые нормы и требования к охране труда, а также условия по обеспечению социального и медицинского страхования персонала.

Выезд сотрудника за границу также имеет значение для налогообложения, при этом ответственность за правильное определение налогового статуса сотрудника лежит на компании. Подчиненный вправе не уведомлять работодателя о переезде в другую страну, но организация может запросить необходимые документы о статусе резидентства.

Партнер практики трудового права BGP Litigation Анна Иванова поясняет, что в Трудовом кодексе нет никаких запретов и ограничений для релокантов. Кроме того, большинство судов встают на сторону дистанционных сотрудников, работающих из-за границы. Однако заключение трудового договора с релокантами влечет за собой определенные риски для работодателя.

Профессор Финансового университета при Правительстве РФ Юлия Долженкова указывает, что при трудовых отношениях с гражданами, работающими из-за рубежа, могут возникнуть проблемы с начислением зарплат, переводом страховых взносов, а также с техникой безопасности. Некоторые компании переходят на договоры ГПХ или неформальную занятость. При этом есть риск, что налоговые органы могут переквалифицировать такие отношения в трудовые. В этом случае организации придется выплатить все сборы и штрафы, говорит эксперт.

При организации работы удаленных сотрудников, проживающих за рубежом, есть и другие проблемы: разница во времени, риски утечки информации, страхование от травматизма, говорит Наталья Грешнова из Ассоциации юристов России (АЮР). Возникают и бытовые трудноразрешимые вопросы, например, что признавать больничным листом и как его оплачивать, как уведомить работника, если он пропал, кто оплачивает транспортные расходы, если сотруднику необходимо явиться в офис или выехать в командировку, как оплачивать расходы за интернет и электричество, добавляет Анна Иванова из BGP Litigation.

Член совета директоров аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza Агван Микаелян считает, что с точки зрения производительности труда геолокация сотрудника не важна. По его словам, запрет на удаленную работу из-за границы только усугубит дефицит кадров, особенно если учесть, что значительная часть покинувших страну сотрудников — высококвалифицированные специалисты. Сегодня ставки НДФЛ для резидентов и релокантов уравнены и составляют 13% (либо 15% для тех, кто зарабатывает более 5 млн в год). В этом смысле не имеет значения, в какой стране находится сотрудник.

В октябре исследование платформы по поиску работы hh.ru и компании «Технократия» показало, что около 40% вакансий в сфере ИТ относятся к удаленной работе. В 2021–2022 годах доля таких вакансий составляла 25%, а в сентябре 2023 года компании разместили 76 тыс. вакансий для ИТ-специалистов на удаленке.