Иностранные IT-специалисты, которые работают на российском рынке, смогут стать «цифровыми резидентами», если соответствующее предложение Минцифры будет принято, пишет РБК.
Этот статус позволит компаниям, созданным «цифровыми резидентами», получать те же налоговые льготы, что и российские организации.
В Эстонии, где «цифровое резидентство» уже существует, обладатели статуса могут получить цифровое удостоверение личности для регистрации компании, работы с банками, оплаты налогов и другого взаимодействия с госорганами. Однако документ не предоставляет вид на жительство, гражданство или налоговое резидентство.
Этот режим упоминался во втором пакете мер поддержки IT-отрасли, который российское правительство утвердило 9 сентября. Минцифры было поручено разработать то, как можно будет внедрить систему «цифрового резидентства» .
Собеседник РБК назвал меры, которые помогут внедрить этот статус. Например, предлагается расширить льготы при налогообложении интеллектуальной собственности (режим IP Box).
Кроме того, возможно будет изменено законодательство, которое регламентирует дистанционную работу по трудовому договору с зарубежными сотрудниками. Также, возможно, страна присоединится к международным конвенциям, которые регулируют трудовые споры.
Другие изменения могут коснуться законодательства о валютном контроле.
«С одной стороны, он [режим „цифровое резидентство“] позволит дистанционно, без необходимости физического присутствия в России, зарегистрировать юрлицо, получить возможность использования льгот „налогового маневра“ и дополнительных преференций, например снятия избыточных ограничений по валютному и экспортному контролю. С другой — для российских ИТ-компаний будет создан механизм упрощенного найма зарубежных специалистов в условиях острого кадрового голода на рынке», — сказал замглавы Минцифры Максим Паршин.
На данный момент нельзя оформить трудовой договор с иностранным сотрудником без его физического присутствия в России по требованиям Трудового кодекса. При этом Минтруд не согласен, что кодекс нуждается в изменениях. По мнению ведомства, иностранные сотрудники должны работать в рамках гражданско-правовых отношений.