Большинству самозанятых (68%) недостаточно разрешенных видов деятельности в рамках их статуса. Исследование AliExpress Россия, Ozon и Wildberries есть в распоряжении Inc.
Так, 83% опрошенных хотели бы получить разрешение на производство и продажу товаров с маркировкой и сертификацией, а 78% – на перепродажу товаров. Более трети заявили, что части производимой продукции требуется сертификация или декларация, которые невозможно оформить самозанятым. Некоторые респонденты отметили также, что им сложно получить отказные письма (о необязательности сертификации), так как не все профильные организации готовы с ними сотрудничать и направлять такие письма.
Половина опрошенных заявила, что им не хватает бизнес-сервисов с банковскими, логистическими торговыми услугами. Самозанятые рассказали исследователям, что им непросто оформить кредит, лизинг, принимать безналичную оплату и автоматизировать выставление счетов.
Самый популярный канал продаж – это маркетплейсы (59%). Следом по распространённости идут соцсети (23%), офлайн-продажи (10%) и свой интернет-магазин (9%). Меньше всего самозанятых работает с собственной клиентской базой или на ярмарках.
Среди респондентов 61% исключительно производят товары, 11% — только оказывают услуги, остальные — совмещают эти виды деятельности.
Большая часть опрошенных не приблизилась по обороту в 2,4 млн руб. в год: 75% респондентов заявили, что их оборот находится на уровне до 500 тыс. рублей в год. Однако 71% хотели бы увеличить этот показатель, 42% хотели бы отмены этого ограничения.
В исследовании приняли участие 1,2 тыс. самозанятых. Анкету разработали эксперты «Бизнес-платформы ОНФ». Опрос прошел в октябре 2021 года.
Статус самозанятого в России появился в 2019 году. По данным ФНС по итогам сентября 2021 года, в России зарегистрированы 3,2 млн самозанятых.