Внутреннее состояние оказывает прямое влияние на восприятие ситуации и принимаемые решения. О связи между мотивацией и выполнением поведенческих задач стало известно еще полвека назад благодаря исследованиям американских психологов Роберта Йеркса и Джона Диллингема Додсона. Однако точное влияние мотивации на мозг до сих пор неизвестно.
Исследование Женевского университета и Федеральной политехнической школы Лозанны показало, как мотивация изменяет нейронные цепи у мышей. Эти цепи контролируют сенсорное восприятие перед принятием решений. Ученые выяснили, почему наличие слишком высокой или слишком низкой мотивации может влиять на восприятие и, следовательно, на решения. Результаты исследования опубликованы в журнале Neuron.
Многие из наших решений, таких как выбор ресторана для ужина или ранний подъем на работу, обусловлены необходимостью зарабатывать деньги или голодом. Но принятие решений — это сложный процесс, на который могут влиять внешние факторы, такие как окружающая среда или другие люди, а также внутренние переменные, включая настроение, внимание или степень мотивации.
Чрезмерная мотивация или ее недостаток вредны для продуктивности. Однако то, как именно это влияет на нейронные цепи, остается неясным. «Мы хотели понять, как сенсорная информация, передаваемая нейронами в коре мозга, изменяется в зависимости от степени мотивации и в какой степени последняя может влиять на обучение и производительность в процессе принятия решений», — сказал Сами Эль-Бустани, доцент кафедры фундаментальных нейронаук медицинского факультета Женевского университета.
Исследовательская группа разработала поведенческую парадигму с участием мышей в режиме контролируемого потребления воды. Сначала грызунов обучали реагировать на тактильные раздражители двумя усами (А и В) и производить действие — облизывание носа — только на ус А, чтобы получить каплю воды.
После этого обучения мыши реагировали в основном на стимуляцию уса А, что указывает на их способность различать эти два ощущения. Затем ученые провели эти эксперименты при снижении уровня жажды, чтобы изменить мотивацию грызунов к участию в задании.
В состоянии сильной жажды, а значит, и сильной мотивации, мыши работали плохо. Они облизывали нос, не различая стимулированные усы. Напротив, в состоянии умеренной жажды выбор их действия становился оптимальным. В основном они облизывали нос при стимуляции уса А. Наконец, когда они не очень хотели пить, их производительность снова упала.
Наблюдая за активностью популяций нейронов, ответственных за перцептивное принятие решений у мышей, исследователи обнаружили, что нейроны были заполнены электрическими сигналами, когда животные были гипермотивированы. И наоборот, в состоянии низкой мотивации сигналы были слишком слабыми.
«Гипермотивация приводит к сильной стимуляции кортикальных нейронов, что вызывает потерю точности восприятия тактильных раздражителей», — объяснил Джулио Маттеуччи, научный сотрудник лаборатории Сами Эль-Бустани.
Напротив, в состоянии низкой мотивации точность сенсорной информации восстанавливалась, но сила сигнала была слишком низкой для его правильной передачи. В результате восприятие раздражителей также нарушалось.
Эти результаты открывают новые перспективы и обеспечивают возможную нейронную основу для закона Йеркса-Додсона. «Они также показывают, что уровень мотивации влияет не только на принятие решений, но и на восприятие сенсорной информации, которая приводит к решению», — добавил Карл Петерсен, профессор Института мозга и разума в Федеральной политехнической школе Лозанны.
Из исследования следует, что необходимо разделять получение и использование новых знаний: «Мы заметили, что мыши поняли правило очень быстро, но смогли обучиться ему гораздо позже, в зависимости от изменения своего восприятия, связанного с уровнем мотивации». Это раскрытие роли мотивации в обучении открывает путь к новым адаптивным методам, направленным на поддержание оптимального уровня мотивации во время обучения.