Новости

В 2022 году рынок музыкального стриминга в России рухнул до 50%

Уход Spotify, Apple Music и YouTube Music серьезно ударил по российскому рынку музыкального стриминга. Его объем сократился с 9,5 млрд руб. в 2021 году до 5–7 млрд руб. по итогам 2022-го. При этом российские сервисы сообщили о росте аудитории.

Что случилось

После ухода из России стриминговых музыкальных платформ Spotify, Apple Music и YouTube Music рынок сократился на 30–50%, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на исследование InterMedia. Рынок музыкального стриминга упал впервые за свою историю: его объем в 2022 году составил 5–7 млрд руб. Для сравнения: в 2021 году объем был 9,5 млрд руб.

Собеседник газеты в одном из крупных цифровых дистрибьюторов музыки рассказал, что часть пользователей перешла на отечественные сервисы. При этом многие из них используют бесплатные пробные периоды, переходя с одного сервиса на другой и не оплачивая подписку. Другая часть россиян продолжила пользоваться зарубежными сервисами, несмотря на возникшие сложности.

Руководитель MTC Music Максим Петровский оценил рост рынка в 20%. По его словам, платившие за подписку пользователи продолжили это делать и в новых условиях. Аудитория «Яндекс Плюса» выросла на 53% — в «Яндекс Музыке» уточнили, что большая часть подписчиков регулярно пользуется музыкальным стримингом.

В сервисе «Звук», который входит в подписку «Прайм» от «Сбера», отметили рост аудитории на 30% за прошлый год. По данным платформы, доля подписчиков с пробным периодом находится на уровне 5–15%.

Контекст

В марте 2022 года, после начала «спецоперации» на Украине, российский офис Spotify закрылся на «неопределенное время», после чего объявил о прекращении работы в стране.

Apple отказалась принимать российские карты для оплаты сервисов. YouTube Music приостановила прием платежей в приложениях из Google Play для российских пользователей, а также доступ к подпискам Premium и Music Premium.

В августе исследование группы Kantar показало, что 83% подписчиков иностранных музыкальных сервисов, покинувших Россию, перешли на отечественные платформы. Самой популярной стала «Яндекс Музыка».

Мнение

Гендиректор Национальной федерации музыкальной индустрии Никита Данилов подтвердил ухудшение динамики рынка с уходом иностранных сервисов. По его словам, важно сохранение выпущенных музыкальных каталогов для потребителей и монетизации контента на зарубежных сервисах для российских артистов.

Основатель дистрибьютора Multiza Андрей Воляник заявил, что российские платформы усилили кампании по привлечению слушателей. По его словам, заметен уверенный ежемесячный рост числа прослушиваний, но доходность от них существенно снижается из-за сокращения средней стоимости подписки, бесплатных периодов и акций.