На фотографиях-дагерротипах XIX века исследователи нашли скрытые изображения
Группа исследователей из Канады и СШАпродемонстрировала результаты восстановления старых корродированных дагерротипов (очень ранних типов фотографий). Они сделали это с помощью техники, известной как синхротронная визуализация — использование рентгеновских лучей для точного определения состава материалов.
На самом простом уровне этот метод позволяет провести химический анализ, чтобы определить, где на дагерротипе находится коррозия и повреждения. После того как это установлено, можно работать в обратном направлении и выяснить, что изображалось на оригинале.
Дагерротипы были популярны в середине 1800-х годов и представляли собой изображения, нанесенные на медные пластины, которые были химически обработаны, чтобы сделать их светочувствительными. Они разрушаются естественным образом, и попытки очистить их могут усугубить повреждения. Теперь ученые, похоже, нашли способ вернуть их обратно.
«Открытие изображений, которые, казалось, были потеряны навсегда, — вот что самое захватывающее, — говорит Тсон-Конг Шам, химик из Западного университета в Канаде. — Мы получаем возможность увидеть людей, живших в XIX веке».
Запустив анализ синхротронного изображения дагерротипа, исследователи получили данные об уровне содержания серебра и ртути в каждой точке фотографии. Эти химические вещества необходимы для создания фотографии, поэтому эти снимки могут быть использованы для повторной реконструкции изображения.
Данное исследование увеличивает результаты аналогичного предыдущего исследования и показывает, что восстановление снимков возможно, если частицы изображения, подвергшиеся коррозии, остаются неповрежденными. Оно также добавляет новую информацию о безопасном использовании рентгеновского излучения — слишком интенсивные лучи могут нанести больший вред.
«Рентген обычно не наносит видимого вреда металлам, поэтому я не думал, что он повлияет на пластины, — говорит Шам. — Возможно, химические примеси или сама коррозия на дагерротипе нагрелись и оставили небольшой след там, где прошел свет рентгеновского луча».
Исследователи говорят, что их методика обладает большим потенциалом для изучения культурного наследия середины XIX века. Многие дагерротипы выставлены в музеях и галереях по всему миру, и эта методика может раскрыть много нового о том, как выглядели, одевались и жили люди в тот период.
Более того, этот процесс может быть адаптирован к различным типам материалов, подвергшихся коррозии или разрушению, например к археологическим артефактам и окаменелостям, нуждающимся в реставрации.
«Эта техника может найти широкое применение во всех областях науки, от изучения тканей до материаловедения, — говорит Шам. — Можно будет определить, устойчив ли металл к коррозии. Или в случае уже корродировавшего материала можно узнать, что является продуктом коррозии и как он распределяется на поверхности, а затем можно подумать, как предотвратить эту коррозию».
Недавно нейронная сеть ИИ определила нечто необычное в лице на картине Рафаэля: на самом деле оно не было написано Рафаэлем. Лицо, о котором идет речь, принадлежит святому Иосифу, изображенному в левом верхнем углу картины, известной как «Мадонна делла Роза».