Новости

Найдена причина, почему некоторые дети раньше других начинают разговаривать и читать

Первые четыре года жизни человека имеют решающее значение для развития речи, и все же скорость, с которой дети учатся говорить, может варьироваться. Большинство детей произносят отдельные слова к 18 месяцам и переходят к фразам и предложениям в возрасте двух-трех лет, в то время как другие овладевают речью гораздо раньше. В течение многих лет психолог Элика Бергельсон из Гарвардского университета задавалась вопросом, какие индивидуальные различия приводят к такому спектру способностей, и ее недавнее исследование на эту тему дало удивительные результаты.

В результате исследования, в котором принимал участие 1 001 ребенок в возрасте до четырех лет, она и международная команда психологов были удивлены, обнаружив отсутствие связи между тем, как много ребенок вокализирует в течение дня, и его полом, социально-экономическим статусом, а также уровнем владения несколькими языками. Ученые обнаружили, что быстрее других овладевали речью те дети, которые, как правило, слышали больше разговоров взрослых. Этот эффект сохранялся с возрастом и наличием клинических факторов, таких как недоношенность или дислексия.

«Более медленное развитие речи часто связывают с тем, что родители из более низких социально-экономических слоев меньше занимаются развитем своих детей, — пишут Бергельсон и ее коллеги. — Мы сделали вывод о том, что социально-экономический статус не был значимым ни в нашем основном анализе, ни во всех других повторных анализах, которые мы проводили». Однако необходимы дополнительные исследования, чтобы выяснить, какая интерпретация этих результатов является правильной.

Исследование не выявило, почему речь ребенка и речь взрослого так взаимосвязаны, но есть несколько возможных объяснений. Дети, которые больше говорят, могут вызывать больше разговоров у взрослых, в то же время, возможно, разговоры взрослых способствуют развитию речи у детей. В последнем случае можно предположить, что взрослые будут больше разговаривать со своими детьми.

Исследования Бергельсон охватывают 12 стран и 43 языка, в нем участвовали представители как сельского, так и городского населения. Аудиозапись для исследования была сделана с помощью носимых магнитофонов, которые были размещены на детях различных стадий развития и способностей в возрасте от двух месяцев до четырех лет. Используя машинное обучение для анализа более 40 тыс. часов записей, Бергельсон и ее коллеги проверили целый ряд факторов, которые могут повлиять на то, как часто и как рано ребенок вокализирует или произносит слоги, слова или предложения.

В итоге команда не обнаружила связи между количеством вокализаций, которые ребенок издавал в течение дня, и его полом или социально-экономическим статусом, который определялся уровнем образования его матери. Вместо этого результаты показали, что дети до четырех лет с каждым годом развития производят примерно на 66 вокализаций в час больше.

Этого следовало ожидать, поскольку возраст тесно связан с когнитивным развитием, но был еще один фактор, который также показал удивительно сильный эффект: дети, которые слышали больше разговоров взрослых, как правило, больше говорили сами. В среднем на каждые 100 взрослых вокализаций, услышанных ребенком в течение часа, ребенок произвел на 27 вокализаций больше. Этот эффект «взрослой речи» увеличивался на 16 вокализаций с каждым годом развития ребенка.

Чтобы оценить значимость этого эффекта, отметим, что дети, у которых наблюдались нарушения речи, например дислексия, производили на 20 вокализаций в час меньше, чем их сверстники. С каждым годом этот разрыв увеличивался примерно на восемь вокализаций в час.

Нынешнее исследование учитывало только звуки, которые издавались в течение дня, то есть не принималась во внимание сложность речи детей. Таким образом, социально-экономические или гендерные факторы могут влиять на некоторые элементы языкового развития, которые не были учтены в данном исследовании. Например, дети, выросшие в семьях с более высоким социально-экономическим положением, могут иметь родителей, которые больше читают им, что, возможно, улучшит их словарный запас или развитие грамматики.

Бергельсон признает, что в ее недавнем исследовании был использован подход, который не учитывает некоторые более мелкие детали. «Это оценка алгоритмом того, сколько речи ребенок слышит или воспроизводит», — сказала она.

Джазмин Маккой, клинический психолог, мать троих детей и известный блогер, считает, что сохранение спокойствия в сложных ситуациях может помочь развить эмоциональный интеллект и уверенность у детей. Это во многом сделает их счастливее и успешнее на протяжении всей жизни. По словам психолога, крик не особенно эффективен для исправления негативного или деструктивного поведения ваших детей.