Компания SpaceX Илона Маска в следующем году будет использовать одну из своих капсул для доставки домой астронавтов, застрявших на МКС, что станет новой неудачей для конкурента Boeing Co. и также вызовет вопросы о том, как NASA будет комплектовать штат сотрудников орбитальной лаборатории в дальнейшем, сообщает Bloomberg.
Неисправный корабль Starliner компании Boeing вернется в космос без людей на борту в начале сентября, сообщило американское космическое агентство на пресс-конференции. План действий в чрезвычайных ситуациях означает, что астронавты НАСА Барри «Бутч» Уилмор и Сунита «Суни» Уильямс отправятся домой на конкурирующем корабле SpaceX Crew Dragon во время шестимесячной миссии под названием Crew-9, запуск которой запланирован на конец сентября. Это вернет их на территорию США в феврале — на несколько месяцев позже, чем они планировали вернуться домой.
«Решение оставить Бутча и Суни на борту МКС и вернуть Boeing Starliner домой без экипажа является результатом стремления к безопасности», — заявил журналистам администратор NASA Билл Нельсон, сославшись на потерю двух экипажей космических шаттлов в прошлом. Он также добавил, что он на 100% уверен, что Starliner снова будет запущен с экипажами.
Это еще один удар по программе Starliner. В 2019 году Boeing провалил беспилотный испытательный полет капсулы, которая не смогла достичь космической станции, как планировалось. За этим последовали годы задержек и сбоев, которые обошлись компании примерно в $1,6 млрд дополнительных расходов.
В результате Boeing опоздал примерно на семь лет с запуском своего первого экипажа на Starliner, в то время как его партнер по NASA SpaceX продолжал регулярно запускать экипажи NASA на своем космическом корабле Crew Dragon. Теперь Boeing придется столкнуться с неловкостью, поскольку его конкурент должен доставить домой астронавтов, которых должен был вернуть Starliner.
Два астронавта, прибывшие на МКС на испытательном полете Boeing CST-100 Starliner 6 июня, изначально должны были оставаться там примерно неделю. Теперь им предстоит восьмимесячное пребывание на орбите. Тем временем SpaceX придется переконфигурировать сиденья в капсуле Crew-9 Dragon, чтобы обеспечить запуск только двух астронавтов вместо запланированных четырех, чтобы Уилмор и Уильямс могли вернуться вместе с ними.
Астронавты отдельно переконфигурируют капсулу Crew-8 компании SpaceX, которая в настоящее время пристыкована к МКС, чтобы иметь возможность доставить домой шестерых астронавтов в случае возникновения чрезвычайной ситуации. «SpaceX готова оказать NASA всю возможную поддержку», — заявила президент SpaceX Гвинн Шотвелл в своем сообщении в социальных сетях .
NASA приняло свое решение на фоне борьбы за пост президента США между вице-президентом Камалой Харрис и бывшим президентом Дональдом Трампом. Харрис является председателем Национального космического совета, поэтому последствия решения могут проявиться в течение недель перед выборами.
Нельсон сказал, что политика не является фактором. По его словам, NASA не только двухпартийное, но и беспартийное, и именно так мы пытаемся управлять этим агентством. Ставки при принятии решения были высоки независимо от мировых событий. «Каждый призыв NASA имеет схожие потенциальные последствия, когда вы имеете дело с пилотируемыми космическими полетами, — сказала Лори Гарвер, бывший заместитель администратора NASA. — Очевидно, что худшим будет потеря экипажа».
Теперь Boeing сталкивается с вопросами о будущем с NASA. Пилотируемый полет Starliner на станцию был частью критического испытания, чтобы определить, сможет ли космический корабль регулярно доставлять людей на МКС и обратно. Как и SpaceX Маска, Boeing имеет контракт с NASA на регулярную доставку экипажей на космическую станцию до ее запланированного выхода на пенсию в 2030 году. Нельсон рассказал, что недавно он разговаривал с новым генеральным директором Boeing Келли Ортбергом, который сказал ему, что компания намерена продолжать программу Starliner.
«Он выразил мне намерение, что они продолжат работать над проблемами, как только Starliner благополучно вернется, и что у нас будет резерв и доступ экипажа к космической станции», — сказал Нельсон. Boeing продолжает уделять особое внимание безопасности экипажа и космического корабля, заявил представитель компании в своем заявлении. Компания выполняет миссию, определенную NASA, и готовит космический корабль к безопасному и успешному возвращению без экипажа.
Уильямс и Уилмор успешно стартовали на Starliner, став первыми двумя летчиками, которые отправились в космос внутри корабля. Перед тем, как пара взлетела, NASA и Boeing обнаружили утечку гелия в Starliner, но в конечном итоге решили, что миссия может продолжаться без устранения источника утечки.
Однако, когда Starliner пытался состыковаться с космической станцией, корабль столкнулся с дополнительными утечками гелия, а несколько двигателей корабля — двигателей, которые капсула использует для маневрирования в космосе — вышли из строя и их пришлось перезапустить, но Starliner все же состыковался. Пока Starliner был прикреплен к МКС, инженеры NASA и Boeing проводили серию испытаний и анализировали данные, чтобы определить, почему двигатели вышли из строя. Они также провели испытания двигателей на земле на объекте NASA White Sands.
Эти испытания не дали окончательных результатов, поэтому в NASA разделились мнения о причинах отказа двигателей и о том, был ли Starliner достаточно надежным, чтобы доставить Уилмора и Уильямса домой. Ранее после неоднократных отсрочек для проведения дополнительного анализа, NASA заявило, что одним из ключевых факторов при принятии решения стала неопределенность относительно того, как поведут себя двигатели при возвращении на Землю.
«Поскольку летом мы получали все больше данных и понимали их неопределенность, стало совершенно ясно, что наилучшим решением будет вернуть Starliner без экипажа», — сообщил журналистам представитель NASA Стив Стич. Первоначально NASA выбрало Boeing и SpaceX, чтобы иметь отдельные варианты доставки людей на МКС и обратно. Таким образом, если один из них был бы остановлен из-за проблемы, у NASA все равно был бы американский корабль для обслуживания МКС.
«Когда кто-то спотыкается, это нехорошо для космической программы США, — сказал Клейтон Своп, заместитель директора проекта по безопасности в аэрокосмической сфере в Центре стратегических и международных исследований. — Мы все надеемся, что в США есть надежная, конкурентоспособная и разнообразная космическая экосистема, и это то, что NASA ищет в данном случае».
Утечки гелия и проблемы с двигателями необходимо будет изучить и устранить до следующего полета Starliner, хотя это было бы возможно, если бы Уильямс и Уилмор вернулись на корабле. Если Starliner благополучно прибудет на Землю без экипажа на борту, возможно, NASA все равно сертифицирует транспортное средство для будущих пилотируемых миссий. Однако NASA не сообщило, как это произойдет или потребуется ли еще один пилотируемый испытательный полет. «Нам придется сесть и обсудить аспекты сертификации после полета, — сказал Стич. — На данный момент делать это немного преждевременно».
«Вы получили полностью работоспособную возможность пилотируемого космического полета за малую часть стоимости, которую NASA потратило бы на ее разработку отдельно, — сказал Гарвер о SpaceX. — Я думаю, что наличие двух поставщиков необходимо для того, куда мы в конечном итоге хотим пойти, а именно, для надежной экономической сферы на низкой околоземной орбите».
Ранее Илон Маск заявил, что перенесет главные офисы двух своих самых известных компаний — компании SpaceX, производящей ракеты, и социальной медиаплатформы X — из Калифорнии в Техас. По его словам, причиной переезда стали недавно принятые в штате законы. В частности, речь идет о новом законе, запрещающем школам устанавливать правила, обязывающие персонал сообщать кому-либо, в том числе родителям, информацию о гендерной идентичности ребенка.