Одной из самых острых проблем экологической безопасности столетия является сокращение доступности водных ресурсов по всему миру. Так считает специалист по военной географии и экологической безопасности, который недавно опубликовал исследование, изучающее взаимосвязь между нехваткой воды, геополитикой и вероятностью возникновения насильственных конфликтов в условиях глобального потепления.
По словам Фрэнсиса Гальгано, доцента кафедры географии и окружающей среды Университета Вилланова в Пенсильвании, неэффективное управление в крайне уязвимых районах, особенно в трансграничных речных бассейнах, и углубляющийся климатический кризис являются двумя основными проблемами.
«У вас есть эта проблема управления, и у вас есть это растущее влияние засушливости и изменения климата. Я думаю, что это фундаментальная вещь, которая дестабилизирует нашу способность разрешать водные конфликты мирно и эффективно. Я очень надеюсь, что я ошибаюсь. Но это моя позиция, и данные, безусловно, это подтверждают», — рассказал Гальгано CNBC.
По поводу возможных водных войн ведутся длительные и активные дебаты, в ходе которых все, включая высокопоставленных должностных лиц ООН и экспертов в области гидрополитики, выражают свою обеспокоенность относительно предполагаемых рисков.
Однако некоторые относятся скептически к этим прогнозам. Стокгольмский международный водный институт, некоммерческая организация с опытом в управлении водными ресурсами, считает, что даже на фоне возможного роста социальных конфликтов и насилия «вода может стать мостом к мирным переговорам, а не спусковым крючком или орудием войны».
При этом уже половина населения мира сталкивается с серьезной нехваткой воды. Растущая конкуренция за воду в засушливых районах, а также усугубляющее воздействие изменения климата привели к появлению в последние месяцы множества заголовков, связанных с водными ресурсами.
В январе жители столицы Мексики вышли на протест против «беспрецедентной» нехватки воды, продолжавшейся несколько недель. В июне власти Ирана предупредили, что Тегеран и более 800 городов и деревень находятся под угрозой проседания почвы. А рейтинговое агентство Moody’s недавно заявило, что острая нехватка воды в Индии может подорвать ее суверенную кредитоспособность.
В начале июня Control Risks опубликовала данные, в которых говорится, что среднее число ежемесячных инцидентов, связанных с безопасностью управления водными ресурсами, включая протесты и ожесточенные беспорядки, с начала 2019 года по май 2024 года увеличилось более чем на 230%. По мнению Control Risks, эта тенденция «крайне маловероятно» замедлится в ближайшие месяцы.
Египет и Эфиопия
Гальгано выделил девять международных речных бассейнов в качестве очагов конфликта, в которых либо они уже происходят, либо высока вероятность их возникновения. В их числе бассейн Нила в Африке, бассейны рек Тигр и Евфрат на юго-западе Азии, а также реки Гильменд и Герируд вдоль границы Афганистана и Ирана.
По словам Гальгано, в бассейне Нила прибрежные страны до сих пор не смогли прийти к соглашению по весьма спорному вопросу о плотине, а Египет официально дал понять, что собирается начать войну. Египет и Эфиопия уже много лет ведут спор из-за строительства последней гидроэлектростанции стоимостью $4 млрд на главном притоке Нила.
Опасения Египта связаны с тем, что Великая эфиопская плотина возрождения окажет разрушительное воздействие на водоснабжение и орошение ниже по течению. Эта ситуация может спровоцировать полномасштабный конфликт. «Они с 2011 года пытаются прийти к какому-то структурированному соглашению, но до сих пор не могут. Я вижу в этом реальную проблему», — сказал Гальгано.
Турция, Сирия и Ирак
Еще одной горячей точкой стали реки Тигр и Евфрат, которые протекают примерно параллельными курсами через центр Ближнего Востока. «Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган кажется, все больше укореняется в своих замкнутых, националистических позициях по ряду вопросов, примет ли он решение действительно перекрыть воду? И тогда Ирак и Сирия действительно окажутся на грани исчезновения», — говорит Гальгано.
«У нас есть проблемы с поступлением воды в Гималаи, с Китаем, особенно с западным Китаем. Я не думаю, что там действительно есть кто-то, кто действительно может бросить им военный вызов, но это горячая точка, о которой мы беспокоимся, — продолжил он. — То же самое с рекой Брахмапутра и рекой Инд в этом районе между Индией, Пакистаном и Непалом. Это все большие мировые очаги».
В связи с опасениями возникновения войн за воду Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) представила список из семи мер, которые могут предпринимать как страны, так и отдельные лица. К этим мерам относятся: защита и восстановление природных пространств, повышение эффективности использования водных ресурсов, борьба с утечками воды, использование нетрадиционных источников воды, таких как очистка и повторное использование сточных вод, а также применение комплексных подходов при принятии решений.
Поскольку экстремальные природные явления, как наводнения, пожары, засухи, похолодания и волны жары обрушиваются на нас чаще, чем когда-либо, более половины нашей планеты, согласно прогнозам, к концу столетия переместится в новые климатические зоны. Новая интерактивная карта «Будущее городского климата» позволит узнать, как это повлияет на погоду в вашем регионе.