Швейцарский гигант Nestlé переживает не лучшие времена. Решение совета директоров заменить генерального директора Марка Шнайдера на инсайдера Лорана Фрейше было резким, но оправданным. Опасность для инвесторов заключается в том, что теперь меры по изменению ситуации окажутся более болезненными, чем они ожидали.
Ключевой показатель годового роста продаж Nestlé в последние кварталы опускался до единичных значений, тогда как с начала 2021 года до середины 2023 года он составлял 6–10%. При этом рост цен не компенсировал снижение объемов выручки.
Инвесторы, похоже, утратили интерес к производителю растворимого кофе Nescafé и шоколадных батончиков KitKat. На протяжении большей части восьмилетнего срока пребывания Шнайдера на посту главы компании Nestlé успешно конкурировала с Unilever и Danone, но в последнее время, согласно данным LSEG Datastream, ее рыночная стоимость снизилась. В этом месяце прогнозный коэффициент цена — прибыль упал ниже 18 по сравнению с текущим коэффициентом Unilever в 19 и средним историческим коэффициентом Nestlé в 22 при Шнайдере.
Несмотря на то что смена руководства объясняется снижением ключевых показателей, многие аналитики, освещающие деятельность компании, были удивлены таким решением. Одна из возможных причин заключается в том, что Фрейше приступает к своим обязанностям почти сразу же, 1 сентября. Советы директоров крупных компаний, как правило, заранее уведомляют инвесторов о таких кардинальных изменениях в руководстве.
Конечно, председатель совета директоров Nestlé Пол Булке, возможно, принял это решение уже давно. Оглядываясь назад, можно с уверенностью сказать, что Фрейше готовили к руководящей должности. Ранее он отвечал за деятельность компании в Европе, Северной и Латинской Америке.
Тем не менее перемены в Nestlé могут быть сопряжены с рядом трудностей. Дело в том, что компания структурирована по ключевым географическим зонам, местные команды которых отвечают за то, чтобы продукция поступала в магазины и уходила с полок.
Возможно, руководство Фрейше поможет влить дополнительную энергию в этот процесс и переломить ситуацию. Однако более вероятно, что увеличение объемов продаж потребует определенных инвестиций и, следовательно, снижения прибыли.
Ранее стало известно, что на пост генерального директора Starbucks был назначен Брайан Никкол. В первую очередь он займется преобразованием кофейного гиганта, когда вступит в должность 9 сентября. Инвесторы и руководители компании указывают на операционные проблемы как на одну из причин снижения продаж сети в последние кварталы. Среди других факторов — снижение спроса, забастовки и ослабление репутации бренда Starbucks.