New York Times стала первой крупной американской медиакомпанией, которая подала в суд на OpenAI и Microsoft, утверждая, что технологические компании неправомерно использовали миллионы статей, чтобы создать революционную технологию. Газета требует от обеих компаний возмещения убытков на миллиарды долларов за «получение прибыли от нарушения авторских прав, коммерческой эксплуатации и незаконного присвоения интеллектуальной собственности издания».
Как считают издатели, в результате того что чат-боты, такие как ChatGPT от OpenAI, будут предоставлять краткий пересказ их контента, они потеряют трафик и, следовательно, прибыль. «Незаконное использование ответчиками интеллектуальной собственности New York Times для создания моделей ИИ, которые конкурируют с изданием, угрожает его способности предоставлять свои услуги», утверждается в иске.
Создатели ИИ заявили, что использование информации, находящейся в открытом доступе, представляет собой «добросовестное использование» в соответствии с законами США об авторском праве.
В OpenAI заявили: «Мы уважаем права создателей и владельцев контента и стремимся сотрудничать с ними, чтобы гарантировать, что они получат выгоду от технологий искусственного интеллекта и новых моделей получения дохода. Наши продолжающиеся переговоры с New York Times были продуктивными и продвигались конструктивно, поэтому мы удивлены и разочарованы таким развитием событий. Мы надеемся, что найдем взаимовыгодный способ сотрудничества».
Microsoft стала крупнейшим инвестором OpenAI, вложив $13 млрд в стимулирование роста компании и обширную техническую инфраструктуру, необходимую для создания моделей искусственного интеллекта. Технология GPT от OpenAI также лежит в основе Bing Chat от Microsoft, функции в поисковой системе цифрового гиганта. В компании отказались от комментариев.
Медиакомпании все больше обеспокоены тем, что их контент мог быть использован в процессе обучения моделей искусственного интеллекта без разрешения или компенсации.
В течение последних месяцев издатели встречались с представителями таких компаний, как OpenAI, Microsoft и Google, в попытке заключить сделки по лицензированию их контента. В этом месяце немецкая компания Axel Springer заключила сделку с OpenAI на десятки миллионов евро в год. Это позволит системам искусственного интеллекта использовать контент таких изданий, как Bild, Politico и Business Insider.
В иске New York Times утверждается, что в течение нескольких месяцев компания вела аналогичные переговоры с Microsoft и OpenAI. «Эти переговоры не привели к решению», — говорится в заявлении.
Иск New York Times является последним в серии судебных исков, поданных против OpenAI, в которых компания обвиняется в нарушении авторских прав. В сентябре группа авторов бестселлеров, включая Джона Гришэма, Дэвида Балдаччи, Джонатана Франзена и Джорджа Р. Р. Мартина, подала в суд на компанию, обвинив ее алгоритмы в плагиате.
Журналист и писатель Джулиан Санктон подал аналогичную жалобу, и вскоре к нему присоединилась, среди прочих, писательница и редактор New Yorker Джиа Толентино.
В то время как юристы OpenAI еще не ответили на эти два иска, они уже составили отзыв на коллективный иск, поданный в Калифорнии. По их мнению, некоторые из претензий должны быть отклонены, поскольку они опираются на доктрину «добросовестного использования». Они утверждают, что «многочисленные суды» считают «использование защищенных авторским правом материалов, при условии их переработки, не нарушающим авторское право».
Юристы OpenAI также указали на постановление суда по иску, поданному комиком Сарой Сильверман и писателем Та-Нехиси Коутсом против модели ИИ Meta* (запрещена на территории Российской Федерации) в Калифорнии. Согласно ему, результат, который выдала большая языковая модель компании, не имел существенного сходства с книгами истцов.
Бестселлеры о Гарри Поттере используют для экспериментов с технологиями ИИ. Исследователи продемонстрировали, как модель искусственного интеллекта может изменить или отредактировать данные так, чтобы удалить любые сведения о существовании книг о Гарри Поттере, включая персонажей и сюжеты, без ущерба для общих возможностей системы ИИ в принятии решений и аналитических способностях.