Новости

Норвегия официально признала свой провал в области коммунальных отходов: они сжигают больше, чем перерабатывают

Норвежцы выбрасывают и сжигают все большее количество отходов, которые можно было бы легко переработать, несмотря на политику в области отходов, предусматривающую иной результат, сообщает Norwegian Scitech news. Исследование Норвежского университета науки и технологий (NTNU) показывает, что 65 % всех собранных и переработанных отходов сжигается, что больше, чем 49 % в 2009 году. Все дело в неточных методах измерения, недостаточных данных и отсутствии прозрачности в отношении того, куда попадают отходы.

Политика Норвегии в области отходов направлена на обеспечение перехода к экономике, которая помогает остановить потерю естественной среды обитания и значительно сократить выбросы в окружающую среду. Цели для циркулярной экономики такого рода были установлены в соответствии с политикой ЕС и основаны на государственной статистике, собранной Норвежским агентством по охране окружающей среды и Статистическим управлением Норвегии (SSB).

«Недостаточное количество данных, неточные методы измерения и отсутствие прозрачности со стороны компаний по переработке отходов ослабляют платформу знаний, на которой строится политика в области отходов. Вот почему в итоге мы получили планы, которые не работают», — говорит Ким Райнер Маттсон, научный сотрудник кафедры энергетики и технологических процессов NTNU. Он является одним из авторов нового исследования, наряду с профессором Хельге Браттебе и доцентом Йоханом Бергом Петтерсеном.

Впервые исследователи проследили дальнейшую жизнь отходов — от момента их сбора, доставки и переработки до того, как они попадают в атмосферу в виде сжигаемых частиц, захороненных на свалках, в виде почвы, компоста, удобрений или материалов для новых продуктов.

Помимо прочего, исследование показывает, что частные лица, политики и лица, принимающие решения, получают от властей завышенные цифры о результатах работы системы сбора, переработки и утилизации отходов. В 2009 и 2019 годах, по данным Статистического управления Норвегии, уровень переработки отходов составлял 44% и 41% соответственно. Это значительно выше, чем данные NTNU, которые показывают уровень переработки в 28% и 29% за те же годы.

«Все это дает повод для беспокойства, поскольку создает ложное впечатление, что мы на правильном пути. На самом деле мы помогаем развитию мусоросжигательной экономики, вместо того чтобы целенаправленно работать над достижением амбициозной цели — перехода к циркулярной экономике», — говорит Маттсон.

В 2009 году 49% всех собранных и переработанных отходов было сожжено. Десять лет спустя этот показатель увеличился до 65%. «Очевидно, что, несмотря на то, что целью является повышение циркулярности в обществе, мы все еще полностью зависим от переработки отходов путем их сжигания», — говорит исследователь.

Маттсон и его коллеги показывают, что необходимо сделать, чтобы Норвегия продвинулась к целям, поставленным ЕС. Они предлагают 18 более точных методов измерения, чтобы власти могли более эффективно управлять потоками отходов. Их статья «Мусоросжигательная экономика: Политика в области отходов, не способствующая переходу к циркулярной экономике в Норвегии» была недавно опубликована в журнале Resources, Conservation and Recycling.

Большая часть сжигаемых отходов относится к категории сортировки, называемой остаточными отходами. Почти 70% остаточных отходов состоят из материалов, которые можно было бы отсортировать и переработать более экологичным способом. В среднем 10% отходов, которые фактически сортируются у источника, отсортированы неправильно. Пластик, картон, бумага и электронные отходы представляют собой серьезную проблему. Люди не сортируют их правильно, в результате чего теряется большое количество ресурсов. Когда другие варианты оказываются более сложными, дорогостоящими и неопределенными, сжигание становится самым простым и дешевым решением.

Целью норвежской политики в области отходов является переход от экологически вредной, линейной, «бросовой» экономики к циркулярной экономике, в которой общество потребляет гораздо меньше природных ресурсов.

Каждый год Статистическое управление Норвегии и Норвежское агентство по охране окружающей среды отчитываются о состоянии дел, и их официальная статистика по отходам показывает, насколько эффективно работают политика, планы и практика. Количество перерабатываемых отходов свидетельствует о прогрессе на пути к циркулярной экономике, и бытовым отходам уделяется особое внимание.

Кандидат наук Маттсон работает в сфере отходов уже пять лет. Он считает, что система сбора цифр и данных дает хороший обзор происходящего. «Но мы также должны быть уверены в том, что измеряем вещи осмысленно. Данные должны отражать то, что происходит на самом деле после того, как отходы попадают на мусороперерабатывающий завод», — говорит Маттсон.

Пластик — это композитный материал и один из самых сложных видов отходов, в результате чего он практически не перерабатывается и не восстанавливается. Рассматривая всю цепочку переработки, исследователи видят значительные потери.

«Когда Статистическое управление Норвегии сообщает, что мы перерабатываем 40% пластиковых отходов, это не окончательная цифра того, сколько на самом деле было переработано. Это лишь показатель имеющейся у них информации, которая гласит, что 40% отходов было отправлено на переработку, — говорит Маттсон. — Цифры завышены. Они не учитывают, что потери происходят на более поздних стадиях процессов».

Он подчеркивает, что вина лежит не на властях. Они получают данные от мусороперерабатывающих компаний, которые сообщают о том, что они собирают и отправляют на переработку. Но и они не всегда знают, что происходит с отходами после того, как они отправляются дальше по цепочке переработки.

Согласно анализу NTNU, одна из проблем заключается в том, что компании по переработке отходов не очень прозрачны. Нет подтверждения, что все, что отсортировано для переработки, действительно переработано. Некоторые виды отходов сложны и требуют особого внимания.

Исследователи тщательно изучили норвежскую статистику по отходам, различные базы данных, научные публикации и исследования о том, как перерабатываются отходы. Они также проследили, как электрические отходы, картон, бумага и пластик поступают из Норвегии на перерабатывающие предприятия в Германии, Нидерландах и Швеции. Также они пообщались с производителями и импортерами, на которых была возложена дополнительная ответственность за свою продукцию на протяжении всего ее жизненного цикла.

Маттсон считает, что мало компаний, занимающихся переработкой отходов, и промышленных предприятий, заинтересованы в обмене данными со своих заводов. Тем не менее, он уверен, что их модели эффективно иллюстрируют все этапы последующей жизни отходов.

«Агентство сообщает о выбросах, связанных с управлением отходами в Норвегии, и не учитывает выбросы, которые происходят за пределами страны», — объясняет Маттсон.

Например, все пластиковые отходы, которые отправляются на переработку, вывозятся за пределы Норвегии. В отчете «PlasticTheFacts» указано, что Норвегия занимает первое место по переработке пластика в Европе. В 2020 году в ЕС, Норвегии, Швейцарии и Великобритании было собрано 29,5 млн тонн пластиковых отходов. По данным Green Dot Norway, чуть более трети из них было отправлено на вторичную переработку, почти половина была сожжена, а остальное захоронено на полигоне.

Около 15-20% норвежских остаточных отходов отправляется в Швецию, где они сжигаются. Выбросы от сжигания норвежских отходов за рубежом не учитываются в официальной норвежской статистике выбросов. Исследователи считают, что для получения более точного представления о реальном положении дел следует более критически подойти к оценке эффективности управления отходами.

«Заголовки газет, утверждающие, что мы все лучше сортируем и перерабатываем наши отходы, в то время как на самом деле они в конечном итоге складируются в Финляндии или сжигаются в Германии, наносят ущерб индустрии отходов. Кроме того, это вряд ли побудит людей сортировать свои отходы дома, — говорит Маттсон. — Хотя верно, что при сжигании отходов мы получаем взамен энергию, эта энергия не является чистой и создает загрязненный воздух и золу».

Он отмечает, что продолжая использовать материалы и эксплуатировать природу для создания продуктов, которые затем сжигаются, общество остается в линейной экономике, от которой хочет уйти. «Это проблема, которую мы сами создали, и мы должны взять на себя ответственность за нее. Отправлять отходы на другую сторону планеты и одновременно думать, что мы решаем проблему, и отчитываться об этом в статистике круговой экономики — нехорошо».

Исследователи NTNU предлагают внести изменения в законодательство и разработать новые национальные стратегии для сектора отходов. Все должно быть интегрировано: выбросы парниковых газов на протяжении всего жизненного цикла, различные измерения сортировки и переработки. Только в этом случае можно получить полное представление о том, как на самом деле работает норвежская политика в области отходов.

Самое важное, что возможно сделать для достижения циркулярной экономики, — это не допускать образования отходов. Послание о том, что нужно меньше потреблять, должно быть более приоритетным, а также важно лучше сортировать отходы.

В анализе NTNU рассматриваются только бытовые отходы, которые составляют 25% от общего объема отходов в Норвегии. По словам Маттсона, если статистика по бытовым отходам недостоверна, то ситуация со всеми остальными отходами, образующимися на рабочих местах, в торговле и промышленности, просто ужасна.

Маттсон считает, что норвежская политика в области отходов должна предъявлять более строгие требования к производителям, чтобы убедиться, что производимые ими отходы действительно могут быть отсортированы на месте.

Кроме того, власти должны работать над повышением прозрачности процесса переработки отходов. Требования к документации об эффективности переработки материалов должны быть более строгими. Необходимо знать, как выглядят цепочки создания стоимости, каковы потери материалов и какова реальная стоимость переработанных материалов. «Это сложная, но, на мой взгляд, не невыполнимая задача», — говорит Маттсон.

Ранее сообщалось, что ученые продвигают химическую переработку для улучшения повторного использования пластиковых отходов путем расщепления пластика на основные компоненты. Исследователи из ETH Zurich разработали ключевые методы для этого процесса, что в перспективе позволит производить высококачественные продукты и топливо из переработанного пластика.