Новости

Новое исследование подтвердило, что синдром хронической усталости — это органическое, а не ментальное заболевание

В 2016 году Национальный институт здравоохранения США, крупнейший государственный спонсор медицинских исследований в мире, начал исследование синдрома хронической усталости (CFS), известного как миалгический энцефаломиелит или ME/CFS. Восемь лет спустя результаты этого исследования стали известны.

В ходе одного из наиболее тщательных исследований на сегодняшний день глубоко изучили небольшую группу из 17 человек, у которых ME/CFS развились после инфекции, и обнаружили явные биологические различия по сравнению с 21 здоровым человеком из контрольной группы.

«В целом мы показываем, что ME/CFS является однозначно биологическим, с поражением нескольких систем органов», — заявил в своем докладе невролог Авиндра Нат, ведущий исследователь и клинический директор Национального института неврологических расстройств и инсульта NIH (NINDS).

На протяжении десятилетий многие врачи отвергали ME/CFS как психосоматическое состояние, которое «все в головах пациентов». Теперь нет никаких сомнений: в основе ME/CFS лежит множество биологических изменений. «Это системное заболевание, — продолжил Натх, — и люди, живущие с ним, заслуживают серьезного отношения к их проблеме».

В течение недели обширных тестов участники исследования прошли сканирование мозга, исследования сна, тесты на мышечную силу и когнитивные способности, биопсию кожи и мышц, анализы крови, а также анализы микробиома кишечника и спинномозговой жидкости. Участников также посадили на контролируемую диету, и они провели время в метаболических камерах, где в стабильных условиях измерялось потребление энергии и питательных веществ.

Как и в предыдущих исследованиях, люди с ME/CFS имели более высокую частоту сердечных сокращений в состоянии покоя, маркеры затяжного и чрезмерно стимулированного иммунного ответа, истощающего Т-клетки, и менее разнообразные кишечные бактерии, чем контрольная группа.

В группе ME/CFS не было обнаружено признаков мышечной усталости, и они нормально справлялись с когнитивными тестами, несмотря на то, что сообщали о более выраженных когнитивных симптомах. И все же изменения в иммунной системе и кишечном микробиоме явно повлияли на центральную нервную систему несколькими способами.

Люди с ME/CFS имели более низкие уровни химических веществ, называемых катехолами, которые помогают регулировать нервную систему, в спинномозговой жидкости и меньшую активность в области мозга, называемой височно-теменным соединением (TPJ), во время двигательных задач. Исследователи полагают, что TPJ управляет моторной корой — областью мозга, отвечающей за команду телу двигаться, — поэтому его дисфункция может нарушить то, как мозг решает прикладывать усилия. В свою очередь, эти изменения могут повлиять на толерантность пациентов к нагрузке и их восприятие усталости.

«Возможно, мы определили физиологический очаг усталости у этой группы населения, — говорит Брайан Уолитт, ведущий автор и ученый-медик, изучающий ME/CFS в NINDS. — Вместо физического истощения или отсутствия мотивации, усталость может возникать из-за несоответствия между тем, что человек думает, что он может достичь, и тем, что выполняет его тело».

Приветствуя исследовательские усилия, группы защиты ME/CFS поставили под сомнение использование некоторых оценок утомления в исследовании и исключение других основных особенностей этого состояния, а именно недомогания после нагрузки. Некоторые могут также задаться вопросом, как первоначальная группа из 217 пациентов, прошедших скрининг для исследования, сократилась до 17 человек, у которых группа врачей единогласно подтвердила наличие постинфекционного ME/CFS.

Отбирая небольшую группу пациентов, стремились провести максимально тщательную оценку, насколько это возможно, чтобы получить наилучшие шансы выявить значимые различия, которые исследователи могли бы затем изучить в более крупных группах. В противном случае, как и в случае с длительным COVID и болезнью Альцгеймера, может быть трудно разобраться в причинах этих состояний, что, в свою очередь, затрудняет поиск эффективного лечения.

Исследователи хотели набрать 40 пациентов с ME/CFS, но пандемия COVID-19 прервала их усилия. Они также решили не включать людей, которые болели более пяти лет или были слишком нездоровы, чтобы путешествовать, и избегали предлагать участникам многодневные физические тесты, так как они были обеспокоены тем, что переутомление может нанести вред пациентам.

Только после дополнительных исследований станет ясно, отразятся ли изменения, обнаруженные у этих 17 пациентов, на большем количестве людей с ME/CFS, но это исследование закладывает основу для  будущей работы.

Пять советов, как жить до 100 лет и хорошо себя чувствовать. Тридцатилетним самое время начать планировать свой выход на пенсию. Пятидесятилетним следует заводить друзей помоложе, шестидесятилетним — вернуться к учебе. Об этом говорится в книге, посвященной тому, как предотвратить превращение одного из величайших достижений человечества в кошмар.