Новости

Новое расследование Еврокомиссии против Apple, Google и Meta. Компаниям грозят крупные штрафы

Европейский союз начал расследование в отношении Apple, Google и Meta* (признана в РФ экстремистской и запрещена) по подозрению в том, что они не соблюдают новый европейский закон, направленный на поощрение конкуренции в сфере цифровых услуг.

Европейская комиссия подозревает, что различные методы работы всех трех компаний не отвечают требованиям Закона о цифровых рынках (DMA), который вступил в силу в начале этого месяца. По словам еврокомиссара Тьерри Бретона, если в ходе проверки будет установлено «отсутствие полного соответствия», компаниям грозят «крупные штрафы».

DMA требует, чтобы доминирующие онлайн-платформы предоставляли пользователям больше выбора, а другим компаниям — больше возможностей для конкуренции. В настоящее время он распространяется на трех технологических гигантов, находящихся под следствием, а также на Amazon, Microsoft и ByteDance, китайскую материнскую компанию TikTok. К середине мая в список также могут войти X и Booking.com, заявили в ЕС.

Нарушение нового закона может привести к жестким наказаниям, включая штрафы в размере до 10% от мировой выручки компании и до 20% за повторные нарушения. Для большинства вышеперечисленных компаний это будет означать десятки миллиардов долларов.

Среди методов, которые расследует Еврокомиссия, есть так называемый подход Meta* «плати или соглашайся». В октябре прошлого года компания запустила подписку, позволяющую европейским пользователям Facebook* и Instagram* за €12,99 в месяц пользоваться платформой без рекламы.

«Комиссия обеспокоена тем, что выбор «плати или соглашайся», , навязанный Meta*, не предоставляет реальной альтернативы в случае, если пользователи не согласятся, тем самым не предотвращая сбор персональных данных», — говорится в заявлении органа.

ЕС также обратила внимание на магазины приложений Apple и Google. Согласно DMA, крупные цифровые платформы, так называемые гейткиперы, должны позволять разработчикам приложений бесплатно «направлять» пользователей к предложениям за пределами двух доминирующих магазинов.

Среди прочего, ЕС подозревает, что Apple и материнская компания Google Alphabet ограничивают способность разработчиков «свободно общаться с конечными пользователями, продвигать предложения и напрямую заключать контракты, в том числе путем наложения различных сборов». «Мы обеспокоены тем, что Alphabet, Apple и Meta* не выполняют свои обязательства, например, Apple и Alphabet по-прежнему взимают регулярные сборы с разработчиков приложений», — написала еврокомиссар Маргрет Вестагер.

По словам Еврокомиссии, «экран выбора» Safari от Apple также находится под пристальным вниманием. Согласно DMA, Apple должна предлагать пользователям «экраны выбора, которые должны эффективно и легко позволять им выбрать альтернативный сервис по умолчанию, например браузер или поисковую систему на их iPhone», отметили в комиссии.

Еще одна проблема, вызывающая озабоченность Комиссии, связана с поисковой системой Google. Возможно, Alphabet сделала недостаточно для гарантии, что сторонние сервисы в результатах поиска обрабатываются «справедливым и недискриминационным образом» по сравнению с собственными сервисами Alphabet, такими как Google Shopping и Google Flights.

Ранее стало известно, что Apple хочет заключить сделку с Google, чтобы использовать модель искусственного интеллекта Gemini для создания функций на iPhone. Это поставит Google в выгодное положение, поскольку компания уже заключила сделку с Apple в качестве предпочтительного поставщика поисковых систем для браузера Safari на iPhone. Кроме того, компания также провела переговоры с OpenAI о потенциальном использовании моделей GPT.