Ученые нашли неинвазивный способ определить, приживется ли у пациента пересаженный орган — неважно, почка, печень, легкое или сердце. Это первый случай, когда биомаркеры дисфункции совпали у нескольких типов пересаженных органов, и это предполагает создание анализа крови для диагностики раннего отторжения во всех сценариях трансплантации, — такого инструмента пока нет.
Если будут проведены дополнительные исследования, то выявленные биомаркеры можно будет использовать даже для дифференциации различных типов отторжения органов, включая иммунные проблемы, недостаточное кровоснабжение или неадаптивное восстановление.
Выживаемость при пересадке разных органов различна: для легких она составляет 59%, для сердца — 73%, для печени — 80%, а для почек — 82%. Отторжение может произойти в любой момент после операции, даже спустя годы, что создает пожизненную угрозу для пациентов.
Обычно врачи подозревают отторжение трансплантата, когда появляются признаки того, что орган не работает в полную силу. Но иногда пациенты могут не испытывать никаких симптомов до того, как произойдет отторжение, и инвазивная биопсия — единственный способ точно определить, что происходит.
В последние годы в ряде исследований изучался вопрос, существуют ли признаки отторжения органов, которые можно обнаружить в крови или моче пациента, причем сделать это проще, чем при хирургическом вмешательстве. Однако выявленные потенциальные биомаркеры пока не используются в клинической практике и они не предсказывают отторжение всех органов, а обычно только одного типа.
Нынешнее исследование представляет собой мета-анализ, призванный восполнить этот пробел. Его авторы во главе со статистиком Гарри Робертсоном из Сиднейского университета проанализировали 54 набора данных, включая 40 исследований по пересадке почек, пять — легких, пять — печени, четыре — сердца.
Сравнив образцы крови отдельных пациентов с их биопсией, команда выявила 158 генов, которые дифференциально экспрессировались во всех четырех органах в случаях отторжения. Это почти в 20 раз больше, чем ожидалось по случайности. «Это открытие имеет огромное значение, так как позволяет нам разработать стратегии для повышения успешности всех трансплантаций», — объясняет Робертсон.
Некоторые из этих общих биомаркеров участвуют в секреции белков, стимулирующих белые кровяные тельца, ферментов, вызывающих гибель клеток, рецепторов на клетках, пропускающих материалы внутрь и наружу, а также клеток костного мозга, участвующих в иммунном ответе.
Робертсон и его команда утверждают, что их результаты демонстрируют объединяющий пан-органный молекулярный маркер. По их мнению, данный метод превосходит другие модели, специфичные для конкретного органа, которые в настоящее время модифицируются для клинического использования.
Тем не менее, еще предстоит выяснить, подходит ли метод Робертсона и его команды для трансплантации поджелудочной железы, желудка или кишечника. Команда создала интерактивный веб-сайт, который позволяет ученым всего мира сравнивать возможные биомаркеры отторжения трансплантата с другими методами, обеспечивая столь необходимую стандартизированную оценку.
«Этот атлас позволил разработать принципиальное доказательство для универсального анализа крови, который может предсказать вероятность отторжения трансплантата до того, как оно произойдет, — говорит Робертсон. — Потенциально устанавливая новый стандарт в точной медицине и улучшая результаты для реципиентов трансплантата во всем мире».
С 1989 года показатели одногодичной выживаемости при пересадке почки, самой распространенной операции по пересадке органов, значительно улучшились, но показатели долгосрочной выживаемости по сравнению с этим остановились.
Отчасти проблема заключается в том, что у врачей до сих пор нет способа уверенно и легко оценить самые ранние стадии отторжения органа, когда медикаментозное вмешательство может помочь облегчить проблемы до того, как наступит полный отказ и потребуется повторная трансплантация.
Нефролог-трансплантолог из Northwestern Medicine Лоренцо Галлон, который изучает способы выявления раннего отторжения, рассказал, что многие его пациенты испытывают постоянную тревогу, не зная, отторгает ли их организм пересаженный орган или нет.
«Возможно, они годами ждали трансплантации и наконец получили ее от близкого человека или умершего донора. Затем они проводят остаток своей жизни, беспокоясь о здоровье этого органа», — добавил он. Надежный анализ крови, позволяющий отслеживать отторжение трансплантата, может изменить ситуацию к лучшему.
Ранее хирурги в США выполнили операцию по пересадке человеку модифицированной почки свиньи. Трансплантацию провели в нью-йоркской клинике NYU Langone Health. 54-летняя пациентка Лиза Пизано страдала от сердечной недостаточности и заболеванием почек в терминальной стадии. Без медицинского вмешательства врачи давали ей всего несколько недель жизни.