Марк Кьюбан рассказал о лучшей инвестиции в своей жизни
Американский предприниматель и инвестор Shark Tank Марк Кьюбан продал свой первый стартап CompuServe в 1990 году за $6 млн, в 1999 году — Broadcast.com за $5,7 млрд. С тех пор он инвестировал в десятки успешных проектов. Например, заплатил $285 млн за контрольный пакет акций Dallas Mavericks. Под его руководством команда выиграла чемпионат NBA в 2011 году и сейчас оценивается примерно в $2,3 млрд. Но, по словам Кьюбана, лучшая инвестиция, которую он когда-либо делал, — «это инвестиция в самого себя». Об этом предприниматель сказал в интервью журналу Men’s Health.
Когда Кьюбан переехал из родного в Питтсбурга в Даллас, он работал барменом и спал на полу крошечной квартиры, которую снимал вместе с пятью приятелями. «Когда ты только начинаешь, ты можешь куда-то устроиться, а можешь не устроиться. У тебя совсем нет денег, и ты не представляешь, что делать со своей карьерой. Но я очень рано узнал, что, если приложу усилия, могу освоить практически любое дело», — сказал предприниматель.
В середине 1980-х Кьюбан начал интересоваться компьютерами и устроился продавцом в компанию Your Business Software, несмотря на полное отсутствие опыта. «Я был напуган, потому что никогда в жизни не работал с IBM PC», — писал он в своём блоге в 2007 году. По словам предпринимателя, после собеседования он купил компьютер Texas Instruments за $99 и начал самостоятельно осваивать программирование.
«Каждый вечер я приносил домой новое руководство по программированию и читал его. Конечно, чтение было захватывающим. Peachtree, PFS, DBase, Lotus, Accpac… я не мог оторваться, — рассказал Кьюбан. — Каждый вечер, вернувшись домой, я читал что-нибудь, не обращая внимания на то, сколько было на часах. Я также проводил время за компьютерами в магазине, изучая, как устанавливать, настраивать и запускать программное обеспечение. Люди начали всерьез думать, что я знаю свое дело».
Через 9 месяцев Кьюбана уволили из отдела продаж за то, что он закрыл сделку на $15 тыс. без одобрения генерального директора Your Business Software, но эта работа привела его к созданию собственной компании MicroSolutions, которая занималась перепродажей программного обеспечения. Чтобы обеспечить скорый рост, он использовал клиентскую базу, которая появилась на прошлом месте работы. Кроме того, он сам разрабатывал или адаптировал программное обеспечение для клиентов.
Несмотря на то что обучение программированию заняло «болезненно много времени», Кьюбан уверен, что «эта инвестиция в себя до сих пор приносит дивиденды». «Реальность такова, что большинство людей просто не находят времени для того, чтобы учиться. Но именно это всегда давало мне конкурентное преимущество», — добавил предприниматель.