Самая большая доля контрафакта — на рынках алкоголя (40%) и одежды (35%), парфюмерии и косметики (20%) и продовольствия (10%). На рынках табака, товаров личной гигиены и чистящих средств доля контрафакта составила 4–5%.
Такие показатели исследователи ВШЭ связали с падением реальных доходов населения, которое привело к меньшей требовательности относительно качества и происхождения товаров. В России в первую очередь растет производство поддельных одежды, алкоголя и табака — оно стало дешевле из-за падения курса рубля и большого объема предложений б/у оборудования от уходящих с рынка предпринимателей. Часть контрафактных товаров при этом продолжает поступать из-за рубежа.
Основными факторами для исправления ситуации авторы исследования назвали повышение легальности и предсказуемости условий для ведения бизнеса в стране, точечные меры по борьбе с нарушителями и повышение эффективности уже существующих норм. Также в документе отмечена «особая роль» кампании по маркировке товаров — но отдельно указано, что она не может стать «панацеей» для отрасли.