В распоряжении редакции Inc. оказалось исследование компании «Инклиент» российских маркетплейсов. Объем онлайн-продаж в России увеличится до 10.6 трлн руб. в 2024 году. По данным исследования, 84% россиян покупали товары на маркетплейсах, а главной причиной выбора покупок на маркетплейсе стала более выгодная цена.
Самым популярным маркетплейсом в России стал Wildberries. С 2020 по 2023 год онлайн-продажи на платформе выросли более чем в пять раз, тем временем у его конкурента Ozon продажи выросли почти в восемь раз, а на «Яндекс Маркете» более чем в 8 раз.
С 2020 по 2023 год объем рынка eCommerce в России вырос в три раза. В 2023 году он оценивался в России в 7.7 трлн руб., что на 49% больше, чем в предыдущем году. За год было сделано 5.1 млрд заказов, согласно прогнозу Data Insight, в 2024 году объем продаж увеличится до 10.6 трлн руб. Исследование также выяснило, что 46% россиян отдают предпочтение маркетплейсам, потому что могут найти там более выгодные цены, чем на аналогичные товары в офлайне.
Доля рынка российских маркетплейсов:
На другие маркетплейсы приходится суммарно 1.9%. Wildberries и Ozon имеют достаточно большой отрыв от других. Места в рейтинге по количеству заказов расположились в том же порядке:
В 2023 году рынок электронной коммерции вырос на 2.6 трлн руб. Наибольший вклад в этот рост внесли Wildberries и Ozon, их доля составила 35% и 31% соответственно. В сумме четыре крупнейших маркетплейса обеспечили более 80% общего роста рынка.
По данным исследования, 84% россиян совершают покупки на маркетплейсах, при этом 80% делают это не реже двух-трех раз в месяц. Как правило, люди выбирают и покупают товары на трех маркетплейсах и лишь 14% выбирают пользоваться одним. Больше половины (53%) жителей России покупают на маркетплейсах товары любимых брендов, ввезенных по параллельному импорту. Согласно исследованию, 43% россиян смогли найти там замену товарам любимых брендов, которые ушли с рынка в РФ.
При выборе товара покупатели в первую очередь обращают внимание на отзывы о нем (35% россиян). К рекомендациям друзей о товаре прислушиваются 30%. При этом 45% покупателей не купят товар, если на него отрицательные отзывы. Также по итогам исследования стало известно, что для четверти россиян важна стоимость товара. Так, 46% покупателей приобретают товары по выгодной цене, а 33% покупателей отдают предпочтение товарам из-за скидок или акций.
Почти половина (46%) покупателей узнают о новых товарах из поисковой выдачи маркетплейса, 32% — через раздел с рекламой и подборками товаров на главной странице. Товары по ключевым словам в поисковой строке находят 60%, а 40% просматривают товары из каталогов, малая часть (13%) изучают каталоги любимых продавцов.
Кто хоть раз сидел на маркетплейсах, вероятно, отложил или добавил в избранное хотя бы один товар. Согласно исследованию, 37% пользователей маркетплейсов возвращаются к отложенным товарам для совершения покупки. Самым посещаемым российским маркетплейсом стал Ozon, который набирает более 19,57 млн поисковых запросов в Яндексе ежемесячно, что и делает его самым популярным в российской поисковой системе. Суммарная посещаемость веб-сайтов пяти крупнейших маркетплейсов России составляет более 1,12 млрд визитов в месяц.
Топ-5 маркетплейсов России по посещаемости сайта за апрель 2024 года:
В рейтинге самых популярных сайтов России Ozon занимает девятое место. Wildberries — на 11-м месте, «Яндекс Маркет» — на 15-м, «Мегамаркет» — на 32-м, а AliExpress — на 42-м. Топ-5 маркетплейсов России в поиске Яндекса за май 2024 года, по данным «Яндекс Вордстат»:
Общий объем онлайн-продаж четырех крупнейших российских маркетплейсов — Wildberries, Ozon, «Яндекс Маркет», «МегаМаркет» — в 2023 году составил 4.3 трлн руб. Продажи на Wildberries выросли более чем в пять раз с 2020 по 2023 год — 2.14 трлн руб. До 2022 года Wildberries опережал Ozon по продажам более чем в два раза, однако с 2023 года разрыв сократился до 30%. Тем временем продажи на Ozon увеличились с 2020 по 2023 год почти в восемь раз и составили 1,56 трлн руб.
Продажи на «Яндекс Маркете» выросли более чем в восемь раз за тот же период, на 2023 год онлайн-продаж на платформе составили 370,6 млрд руб. Самый высокий рост онлайн-продаж в период с 2021 по 2023 год показал «МегаМаркет»: более чем в 10 раз. Объем продаж в 2023 году составил 312,7 млрд руб.
Согласно рейтингу внутрироссийских продаж. в 2023 году рекордный рост продаж показал «МегаМаркет» — +417%, на Ozon рост оказался +103%, у Wildberries — +73%, а на «Яндекс Маркете» — +57%, KazanExpress и AliExpress показали отрицательные результаты: -10% и -80% соответственно. Исследование также выяснило, какие товары чаще всего покупают на маркетплейсах. Оказалось, что чаще всего россияне покупают на маркетплейсе одежду и обувь для взрослых (71%). За ними по популярности следуют товары, необходимые в повседневной жизни:
Более 40% россиян покупают онлайн текстиль для дома, интерьерные товары и посуду, а также канцтовары и товары для хобби. Детскую одежду, обувь и игрушки покупают 39% россиян, а зоотовары покупают 35% потребителей. Наименьшим спросом на маркетплейсах пользуются «товары для взрослых 18+» — всего лишь 13%.
Основная масса (54%) аудитории маркетплейсов — люди в возрасте 25-44 лет, из них 29% приходится на возрастную группу от 35 до 44 лет. Также исследование показало, что женщины покупают на маркетплейсах чаще — 55% против 45% у мужчин. Аудитория маркетплейсов по возрасту:
С ростом популярности маркетплейсов, растет и количество пунктов выдачи заказов (ПВЗ). В 2023 г., согласно данным «Коммерсанта», количество ПВЗ у Wildberries составляло более 32 тыс., Ozon на втором месте по количеству ПВЗ — 17 тыс. «Яндекс Маркет» имел в 2023 году 10 тыс. ПВЗ.
В исследовании также уточняется количество продавцов на Wildberries и Ozon. В декабре 2023 года на Wildberries были зарегистрированы почти 293,7 тыс. активных продавцов, а на Ozon — 253,3 тыс. Также известно, что более 75% продавцов на маркетплейсах в России были зарегистрированы в качестве ИП. Согласно прогнозу Data Insight, в 2024 году количество активных селлеров увеличится более чем в 1.5 раза и достигнет 700 тыс.
Ранее исследование Института развития предпринимательства и экономики (ИРПЭ) показало, что процессы импортозамещения непродовольственных товаров на цифровых платформах пока не могут достигнуть значительного масштаба, а доля российской продукции в их ассортименте составляет менее 50%.