Новости

Психологи: чтобы быстрее и эффективнее учиться новому, нужно ошибаться в 15% случаев

Американские ученые вывели правило 85%. Согласно нему, для эффективного обучения материал должен быть настолько сложным, чтобы вы ошибались в 15% случаев.

Сложность материала при обучении должна быть такой, чтобы вы с легкостью отвечали на проверочные вопросы в 85% случаев, а в 15% — ошибались. К такому выводу пришли американские ученые. Исследование 2019 года опубликовано в научном журнале Nature Communications.

Доцент кафедры психологии и когнитивных наук Аризонского университета и ведущий автор исследования Роберт Уилсон объясняет, что сохранять баланс 85/15 очень важно. Если человек преуспевает в обучении на 100%, вероятно, он не узнает ничего нового. А если изучает слишком сложные для себя темы, высок риск бросить.

Уилсон и его коллеги из Университета Брауна, Калифорнийского, Лос-Анджелесского и Принстонского университетов провели серию экспериментов по машинному обучению. Искусственный интеллект выполнял простые задачи, например классифицировал фотографии рукописных цифр на четные и нечетные числа.

Ученые установили, что компьютер учился быстрее всего в ситуациях, когда в 15% случаев совершал ошибки. Команда также изучила предыдущие исследования, посвященные обучению животных, и обнаружила, что правило 85% верно и для них.

Уилсон рассказывает, что подход будет актуален для перцептивного обучения — на примерах и собственном опыте, когда повторяются схожие ситуации.

«Если вы работаете рентгенологом онкологического отделения, вам нужно отличать опухоль от доброкачественного новообразования на снимке. Для этого требуются тренировки. Если я дам вам слишком простые примеры, вы будете правы в 100% случаев, но ничему новому не научитесь. Если дам слишком сложные, вы будете часто ошибаться и тоже ничего не усвоите. Важно давать усредненный пример, который позволит постепенно получать новую информацию», — объясняет Уилсон.

Ученые обращают внимание на ограничение исследования. В эксперименте рассматривались только простые задачи, у которых есть однозначно правильный и неправильный ответ. Поэтому предлагать детям учиться на тройки мы вам не советуем.