Новости

Одно очень простое упражнение может улучшить любые, и романтические тоже, отношения

Недавнее исследование, опубликованное в журнале Personal Relationships, посвящено изучению того, как простые размышления могут помочь парам более эффективно справляться с конфликтами в отношениях. Исследователи обнаружили, что несколько минут, потраченных на вдумчивое размышление о причинах ссоры, могут значительно снизить уровень стресса, который они испытывают в связи с ней.

Конфликты — неизбежная часть любых интимных отношений. То, как пары справляются с этими конфликтами, может значительно повлиять на их личное и семейное благополучие. Неэффективное разрешение конфликтов связано с ухудшением физического и психологического здоровья и снижением качества отношений. Кроме того, оно является серьезным предвестником разрыва отношений.

Существуют различные программы, помогающие парам улучшить свои навыки разрешения конфликтов. Однако не все применяют их в реальных, эмоционально насыщенных ситуациях. Цель данного исследования — выяснить, могут ли простые упражнения на размышление помочь партнерам справиться с противоречиями таким образом, чтобы снизить стресс и повысить вероятность их разрешения.

«Конфликты в отношениях — обычное явление. Важно научиться справляться с ними, — говорит автор исследования Дениз Мэриголд, доцент Университетского колледжа Ренисона при Университете Ватерлоо. — Существуют действенные программы по обучению людей навыкам общения, но они требуют значительных вложений (времени, денег, и т. д.). Мы хотели изучить некоторые простые способы вмешательства, которые могли бы подтолкнуть людей к более конструктивному участию в конфликте без необходимости вкладывать много ресурсов».

Ученые провели два исследования, в каждом из которых приняли участие люди, состоящие в романтических отношениях и недавно столкнувшиеся с серьезными ссорами со своими партнерами. В первом исследовании приняли участие 358, а во втором — 411 человек. Оба исследования проводились онлайн с помощью опросов.

В первом исследовании участников попросили описать наиболее значимый для них конфликт в отношениях за последние несколько месяцев. После этого они были случайным образом распределены в одну из двух групп: группу рефлексивного вмешательства или контрольную группу.

Участников группы рефлексивного вмешательства попросили ответить на шесть общих вопросов об их противоречиях, которые должны были побудить участников задуматься, почему произошел конфликт и как в идеале следует разрешать подобные ситуации. Это рефлексивное упражнение должно было побудить участников к вдумчивому рассмотрению конфликтной ситуации и возможных вариантов ее разрешения.

В то же время участники контрольной группы заполняли личностный опросник, от которого не ожидалось никакого терапевтического эффекта. Цель этой анкеты — убедиться, что любые наблюдаемые эффекты в группе рефлексии не были вызваны просто течением времени или другими неспецифическими факторами.

До и после вмешательства обе группы заполнили опросники, оценивающие их эффективность в разрешении конфликта и уровень стресса. Эффективность измерялась тем, что участников просили оценить их уверенность в своей способности эффективно управлять конфликтом и разрешить его. Уровень стресса измерялся с помощью просьбы оценить уровень гнева и переживаний, связанных с поведением партнера во время ссоры.

Во втором исследовании участники снова рассказали о недавнем конфликте в отношениях, а затем были случайным образом распределены в одну из трех групп: простая рефлексия, адаптированная рефлексия или расширенная рефлексия.

Адаптированная рефлексия включала элементы ранее проверенного упражнения по переоценке конфликта, в котором участникам предлагалось посмотреть на конфликт с точки зрения нейтральной третьей стороны и определить препятствия на пути к его разрешению. В случае с расширенной рефлексией были добавлены дополнительные элементы, направленные на эмоциональное подтверждение, поощрение сострадания и конкретное планирование будущих конфликтов.

Результаты первого исследования показали, что у участников, принявших участие в рефлексивном вмешательстве, значительно повысилось ощущение эффективности, а уровень стресса по поводу конфликта снизился. Эти улучшения были более значительными, чем в контрольной группе, то есть размышление над конфликтом принесло дополнительные преимущества.

Таким образом, время, потраченное на вдумчивое рассмотрение конфликта и возможных вариантов его разрешения, может повысить уверенность людей в своей способности справляться с проблемами в отношениях и сократить связанные с ними негативные эмоции.

«Под конструктивным подходом мы подразумеваем такие вещи, как обдумывание причин ссоры, того, как обычно следует урегулировать разногласия, и того, что было бы наиболее полезно для решения будущих конфликтов, — сказала Мэриголд. — Так можно немного отстраниться и посмотреть на ситуацию с другой стороны, а не размышлять о том, как человек расстроен или в чем виноват партнер (что было бы неконструктивно)».

Во втором исследовании ученые обнаружили, что простая рефлексия, адаптированная рефлексия и усиленная рефлексия привели к повышению эффективности и снижению уровня стресса. Однако различия между тремя типами вмешательств оказались не столь значительными, как ожидалось.

Хотя все они были эффективными, более сложные упражнения не принесли значительно большего эффекта, чем простое упражнение на размышление. Этот вывод позволяет предположить, что основным элементом, способствующим положительному результату, был сам акт размышления о конфликте, а не особая структура или дополнительные компоненты более сложных вмешательств.

Несмотря на многообещающие результаты, исследование имеет ряд ограничений. Одно из них заключается в том, что оно опиралось на самоотчеты об эффективности и уровне стресса, которые могут быть необъективны. Кроме того, в исследовании не изучалось долгосрочное влияние вмешательства на реальное конфликтное поведение или качество отношений.

«Мы измерили только непосредственный эффект, — отметила Мэриголд. — Определенно, необходимы последующие исследования, чтобы оценить последующее влияние на поведение, например, в контексте конфликтов в реальном времени».

Другое исследование выявило, что стрессовые события в жизни, такие как потеря близкого человека или развод, увеличивают риск развития деменции в пожилом возрасте. Однако это относится только к тем стрессовым событиям, которые произошли в детстве или в среднем возрасте. Опубликованное в журнале Annals of Neurology исследование включало 1 290 человек с повышенным риском развития болезни Альцгеймера.