На прошлой неделе правительство США ввело беспрецедентный запрет на продажу в Соединенных Штатах любого программного обеспечения, произведенного российской компанией Kaspersky, специализирующейся на кибербезопасности. Спустя всего несколько дней после этого объявления некоторые американские компании, являющиеся официальными реселлерами Kaspersky или партнерами поставщиков услуг, говорят, что они растеряны, рассержены и обеспокоены тем, как запрет повлияет на них.
Бюро промышленности и безопасности Министерства торговли назвало запрет «первым в своем роде» и связало с тем, что штаб-квартира производителя антивирусного ПО находится в России, а это создает неприемлемые риски кибербезопасности и конфиденциальности для американцев.
Под санкции попали и топ-менеджеры Kaspersky, что фактически лишает американские компании и клиентов возможности осуществлять платежи в пользу компании с 20 июля, когда начнет действовать запрет на продажу программного обеспечения новым клиентам. Kaspersky будет разрешено предоставлять программное обеспечение и обновления своего ПО действующим клиентам в США до 29 сентября, после чего обновления будут приостановлены, а значит, программное обеспечение станет гораздо менее эффективным.
В своем сообщении Министерство торговли признало, что после вступления решения в силу американским компаниям будет запрещено перепродавать программное обеспечение Kaspersky, однако не дало никаких рекомендаций для тех, кого это коснется. Ави Флейшер, основатель компании Technical Difficulties, рассказал, что он не только продает продукты Kaspersky своим клиентам, но и сам использует их на своем телефоне и персональном компьютере. Он добавил, что запрет, «мягко говоря, раздражает», потому что теперь ему придется искать другое антивирусное ПО и переводить всех своих клиентов на новый продукт, что будет стоить ему времени и денег.
«Это просто потеря времени впустую. И я не понимаю, как я вообще могу брать с конечных потребителей за это деньги, — сказал Флейшер. — Это я предложил им использовать Kaspersky, а теперь правительство Соединенных Штатов запрещает его. Что же мне делать?»
По его словам, на сегодняшний день у него от 300 до 400 клиентов, то есть компьютеров или серверов, на которых установлено программное обеспечение российской компании. И переход всех его клиентов на другое программное обеспечение — это не просто удаление Kaspersky и установка антивируса компании-конкурента. Он объяснил, что после перехода на другое ПО ему придется убедиться, что оно правильно настроено, что оно не нарушает работу других сетевых программ, а правила брандмауэра установлены правильно.
«При переходе на другой продукт необходимо вручную переносить все данные в новый продукт», — сказал он. По словам Флейшера, ранее он переводил своих клиентов с другого антивируса на Kaspersky и ему потребовалось два месяца, чтобы завершить этот процесс.
Дэнни Фалин, президент компании Georgia IT Consulting, назвал запрет «бременем» для его компании и клиентов и добавил, что это «политическое» решение администрации Байдена, которое в конечном итоге только навредит американцам. «Миллионы американских потребителей используют продукты Kaspersky в качестве антивируса на домашних компьютерах. Байден не наказывает Kaspersky, он наказывает нас», — добавил Фалин.
Фалин сказал, что он и его компания будут «использовать Kaspersky пока это будет возможно». «Я буду продавать это ПО до тех пор, пока компания будет поддерживать эти продукты. Запрет повредит нашему бизнесу, потому что продукты Kaspersky дешевле и при этом качественнее, чем многие другие», — добавил он.
Уильям Финниган, владелец Office Smith, еще одного партнера Kaspersky, сказал, что на данный момент его компания все еще является партнером, но запрет «повлечет за собой проблемы», потому что неясно, кто будет возвращать деньги клиентам, которые сегодня используют этот продукт и должны будут прекратить это делать.
«Я пытаюсь выяснить, какие гарантии есть у моих клиентов. Я бы предпочел, чтобы это был запрет на будущие продажи, но тот факт, что он будет активно блокировать обновления с конца сентября, является огромной проблемой для компании и клиентов, — сказал Финниган. — Неясно, какие расходы, если таковые будут, возникнут в результате, поскольку дистрибьютор и Kaspersky еще не решили, что они собираются делать».
Сотрудник Adkins IT Support, не назвавший своего имени, сообщил, что запрет и последующие санкции против руководителей Kaspersky «полная чушь». «Меня вынудили прекратить партнерство с этой компанией против моей воли. В кратчайшие сроки я должен буду из-за геополитических настроений заменить программное обеспечение, которое было надежной линией обороны для моих клиентов», — заявил он.
Неизвестно, сколько людей пользуются ПО Kaspersky в Соединенных Штатах. Компания не предоставляет данные по странам, а ее представитель не ответил на просьбу о комментарии. На своем официальном сайте компания утверждает, что у нее более 400 млн частных и более 240 тыс. корпоративных клиентов по всему миру.
Тем временем TikTok делает все возможное, чтобы предотвратить свой грядущий запрет в США. Помимо возбуждения судебных исков против американского правительства, это означает, что компании предстоит работать над своим публичным имиджем. Платформа объявила о запуске программы TikTok Change Makers Program, в которую вошли 50 создателей контента, «оказывающих положительное влияние на платформу и за ее пределами».