Новости

Люди старше 60 лет используют TikTok, чтобы бросить вызов возрастным стереотипам, показало исследование Йеля

Пожилые пользователи TikTok используют «соцсеть для подростков», чтобы бросить вызов возрастным стереотипам, согласно которым пожилые люди якобы отстают от технологий и даже боятся их. Исследование показало, что в TikTok регистрируются все больше пользователей старше 60 лет, чьи аккаунты набирают миллионы подписчиков.

Пожилые пользователи показывают в TikTok, как люди их возраста могут вести себя в соцсетях и за их пределами, сообщает The Guardian. «Эти старейшины TikTok стали успешными контент-мейкерами в мощном контркультурном феномене, благодаря которому они оспаривают стереотипы, связанные со старостью, принимая или даже превознося свой возраст», — говорит доктор Рубен Нг, автор статьи «Не слишком стар для TikTok: как пожилые люди переосмысливают старение» и доцент Йельского университета.

Большинство пользователей TikTok в возрасте 60 лет и старше — женщины, которые «яростно сопротивляются распространенным стереотипам о пожилых женщинах как о пассивных, скромных и слабых, вместо этого предпочитая представлять себя эмоциональными или даже сквернословящими».

Огромный охват у пожилых пользователей TikTok означает, что у них есть потенциал изменить негативные возрастные стереотипы, которые распространяются в социальных сетях. «Существуют убедительные доказательства того, что среди молодежи в соцсетях преобладают эйджистские предрассудки», — сказал Нг.

Эти стереотипы достигли рекордно высокого уровня во время пандемии COVID-19, когда смертельный вирус назвали «средством для удаления бумеров».

В статье было рассмотрено 1382 видео, опубликованных пользователями TikTok в возрасте 60 лет и старше, у которых было от 100 тыс. до 5,3 млн подписчиков. В общей сложности их видео, в каждом из которых явно обсуждался их возраст, просмотрели более 3,5 млрд раз.

В 71% этих видео, в том числе из аккаунтов @grandadjoe1933 с 5,3 млн подписчиков и @dolly_broadway c 2,4 млн подписчиков, опровергались возрастные стереотипы. Повторяющимся мотивом была «гламма» (glamma) — сочетание слов «гламурная» (glamorous) и «бабушка» (grandma). В одном из видео 70-летняя женщина радостно прогуливалась по улице в коротком топе, который открывает живот.

Почти каждое пятое видео освещало связанные с возрастом факторы уязвимости, а каждое десятое было посвящено теме эйджизма как среди молодых людей, так и среди пожилых. В других видео пожилые пользователи позиционировали себя как превосходящих в чем-то молодых.

Анализ исследовательского центра Pew Research Center показал, что за последние годы пожилые американцы значительно освоили технологии: в 2000 году 14% людей в возрасте 65 лет и старше пользовались интернетом, в 2019 году их уже было 73%. В 2014 году только у половины пожилых людей были смартфоны, а сегодня они есть у 81% людей в возрасте от 60 до 69 лет.

«Нам нужно видеть гораздо более разнообразные примеры, если мы действительно хотим изменить отношение и избавиться от негативного восприятия взросления. Социальные сети — идеальная платформа для того, чтобы сделать это и выступить против эйджизма», — сказала директор по коммуникациям Centre for Ageing Better Эмма Твининг.