Пожилые пользователи TikTok используют «соцсеть для подростков», чтобы бросить вызов возрастным стереотипам, согласно которым пожилые люди якобы отстают от технологий и даже боятся их. Исследование показало, что в TikTok регистрируются все больше пользователей старше 60 лет, чьи аккаунты набирают миллионы подписчиков.
Пожилые пользователи показывают в TikTok, как люди их возраста могут вести себя в соцсетях и за их пределами, сообщает The Guardian. «Эти старейшины TikTok стали успешными контент-мейкерами в мощном контркультурном феномене, благодаря которому они оспаривают стереотипы, связанные со старостью, принимая или даже превознося свой возраст», — говорит доктор Рубен Нг, автор статьи «Не слишком стар для TikTok: как пожилые люди переосмысливают старение» и доцент Йельского университета.
Большинство пользователей TikTok в возрасте 60 лет и старше — женщины, которые «яростно сопротивляются распространенным стереотипам о пожилых женщинах как о пассивных, скромных и слабых, вместо этого предпочитая представлять себя эмоциональными или даже сквернословящими».
Огромный охват у пожилых пользователей TikTok означает, что у них есть потенциал изменить негативные возрастные стереотипы, которые распространяются в социальных сетях. «Существуют убедительные доказательства того, что среди молодежи в соцсетях преобладают эйджистские предрассудки», — сказал Нг.
Эти стереотипы достигли рекордно высокого уровня во время пандемии COVID-19, когда смертельный вирус назвали «средством для удаления бумеров».
В статье было рассмотрено 1382 видео, опубликованных пользователями TikTok в возрасте 60 лет и старше, у которых было от 100 тыс. до 5,3 млн подписчиков. В общей сложности их видео, в каждом из которых явно обсуждался их возраст, просмотрели более 3,5 млрд раз.
В 71% этих видео, в том числе из аккаунтов @grandadjoe1933 с 5,3 млн подписчиков и @dolly_broadway c 2,4 млн подписчиков, опровергались возрастные стереотипы. Повторяющимся мотивом была «гламма» (glamma) — сочетание слов «гламурная» (glamorous) и «бабушка» (grandma). В одном из видео 70-летняя женщина радостно прогуливалась по улице в коротком топе, который открывает живот.
Почти каждое пятое видео освещало связанные с возрастом факторы уязвимости, а каждое десятое было посвящено теме эйджизма как среди молодых людей, так и среди пожилых. В других видео пожилые пользователи позиционировали себя как превосходящих в чем-то молодых.
Анализ исследовательского центра Pew Research Center показал, что за последние годы пожилые американцы значительно освоили технологии: в 2000 году 14% людей в возрасте 65 лет и старше пользовались интернетом, в 2019 году их уже было 73%. В 2014 году только у половины пожилых людей были смартфоны, а сегодня они есть у 81% людей в возрасте от 60 до 69 лет.
«Нам нужно видеть гораздо более разнообразные примеры, если мы действительно хотим изменить отношение и избавиться от негативного восприятия взросления. Социальные сети — идеальная платформа для того, чтобы сделать это и выступить против эйджизма», — сказала директор по коммуникациям Centre for Ageing Better Эмма Твининг.