Предприниматель Олег Митволь обнаружил коррупционную схему приватизации бизнеса за бесценок в ходе торгов. Управление этими схемами может быть связано с Росимуществом. Об этом Митволь рассказал Inc.
В начале декабря прошлого года «Российский аукционный дом» сообщил о проведении аукциона по продаже акционерного общества «Красноярский трест инженерно-строительных изысканий». Митволь захотел приобрести компанию и предоставил заявку и задаток до 31 января этого года (этого требовал организатор торгов). Окончательно участников торгов должны были определить 5 февраля, а сам аукцион должен был начаться 6 февраля.
За пять часов до завершения срока подачи заявок организатор торгов продлил время подачи до 14 февраля, а определение участников торгов перенесли на 19 февраля. В результате к Митволю и еще одному претенденту на трест присоединилось две компании. При этом закон о приватизации и положение об организации продажи гос- или муниципального имущества посредством публичного предложения не устанавливают возможность продлить срок приема заявок.
Олег Митволь обратился в Федеральную антимонопольную службу. Российский аукционный дом не смог обосновать необходимость переноса сроков. В ФАС удовлетворили жалобу Митволя и предписали аукционному дому устранить нарушения до 14 февраля. Но организатор торгов этого не сделал. Несмотря на это, Митволь победил на торгах (прошли 20 февраля), купив 54,3 тысячи акций «Красноярского треста инженерно-строительных изысканий» за 100 млн рублей. Предпоследнее предложение о покупке сделала компания «Сиблесмет», которая предложила 95,1 млн рублей.
Совладельцем «Сиблесмета» выступает Юрий Макарский, которого, по словам Митволя, несколько лет назад Росимущество направило в совет директоров треста (и это не первый случай). Похожая схема действует и с другими компаниями: люди, связанные с Росимуществом, входят в советы директоров и за некоторое время до торгов своими действиями снижают стоимость компании, рассказал Митволь. Затем предприятие выводят на аукцион и его за бесценок покупают нужные компании. По словам Митволя, это уже пятый аукцион, а на первом компанию продавали за 348 млн. рублей. «Я думал, что такие схемы канули в 90-х годах», — отметил предприниматель.
Митволь рассказал Inc., что за день до торгов, 19 февраля, ему поступило предложение о встрече по поводу треста в столичном отделении банка «Пересвет», которое ему направил генеральный директор «Красноярского треста». Якобы «Пересвет» перечислил организатору торгов задаток в положенные сроки в интересах «Сиблесмета». Однако Митволь считает, что представленное платежное поручение подложное. По словам Митволя, представители «Сиблесмета» также говорили ему о покровительстве со стороны ФСБ.
Олег Митволь
предприниматель
«Насколько я понимаю, два лица были аффилированы с Макарским, под которых „приподнимали штангу” (как в фильме „Старик Хоттабыч” главный герой поднимал верхнюю штангу). Действия „Российского аукционного дома” то же самое напоминают».
По словам Олега Митволя, 24 ноября 2017 года специально перед аукционом была создана компания «Сиблесмет» с уставным капиталом в 10 тысяч рублей, 33,4% в которой принадлежит Макарскому. Отметим, что по данным системы Сбис, «Сиблесмет» действует с 2003 года, однако на учет в красноярском ФНС компанию поставили 24 ноября 2017 года, свидетельствуют данные Rusprofile.
Тезка Макарского, участвовавший в торгах с Митволем, выступает учредителем компаний «Сиблесмет» и «Средняя волга». В 2016 году его полный тезка фигурировал в качестве одного из акционеров «Аэропорта Архангельск», а в сентябре 2017 года — в совет директоров «Центрального научно-исследовательского института «Электрон». В 2009 году Юрий Макарский работал заместителем генерального директора «Московского нефтемаслозавода». Тогда же Росимущество назначило Макарского в совет директоров «Центральной геофизической экспедиции».
Олег Митволь заявил, что в Росимуществе решение о направлении людей в советы директоров компаний принимает человек в ранге замруководителя ведомства. Предприниматель подал жалобу в прокуратуру на имя генерального прокурора. Он попросил проверить «Российский аукционный дом» на предмет соблюдения законодательства при выполнении требований ФАС. «Если подтвердится, что ФАС ввели в заблуждение, то, я надеюсь, будет возбуждено уголовное дело по факту мошенничества. Кстати, если это случится, то будет первое уголовное дело по 159 ФЗ», — сказал Inc. Олег Митволь.
В «Российском аукционном доме» Inc. сообщили, что сроки приема заявок и даты торгов были перенесены в соответствии с законодательством.
«Российский аукционный дом»
«Статья 448 Гражданского кодекса Российской Федерации и законодательство, регламентирующее сферу приватизации, предусматривают возможность продлевать срок приема заявок и вносить изменения в извещение о проведении торгов. На этом основании РАД обжаловал в арбитражном суде Москвы предписание ФАС, выданное по обращению г-на Митволя. Судебное заседание назначено на 20.03.2018. Продление сроков подачи заявок никак не сказалось на составе участников аукциона – все потенциальные инвесторы подали заявки до момента переноса торгов, а именно, до 31 января 2018 года. В период продления приёма новых заявок, к сожалению, не поступило».
Директор по развитию Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ) Алексей Ульянов в разговоре с Inc. не исключил того, что Митволь действительно стал свидетелем реализации коррупционной схемы.
алексей ульянов
директор по развитию НАИЗ
«Странно, что ФАС сразу не продолжила борьбу, если РАД не исполнил предписание. Есть ощущение, что ФАС создает видимость защиты конкуренции и действует только в интересах игроков со стороны государства. Частный бизнес вытесняется, а ФАС выполняет роль ширмы, в ситуации с Магнитом мы могли это наблюдать.
В таких случаях, конечно, нужно писать во все инстанции, не только в прокуратуру. С точки зрения конкуренции торги имеют огромное значение. Теория Митволя мне кажется достаточно правдоподобной. Нельзя обвинять в чем-то Росимущество, не разобравшись в ситуации, но исключать того, что такие схемы действуют, и действуют по всей России, конечно, нельзя».
CEO консалтинговой компании Forensic Solutions Алексей Фролов предположил, что «Сиблесмет» могла участвовать в торгах, чтобы помешать Митволю купить трест.
алексей фролов
CEO Forensic Solutions
«Через суд, как правило, можно это решить. Если Макарский действительно является действующим членом совета директоров, то он — заинтересованное лицо, и он должен оттуда выйти, прежде чем совершать сделки с долями. Необходимо понять, есть ли здесь конфликт интересов. Иногда, когда компании выходят на аукцион, они просто пытаются помешать кому-то купить предприятие. Возможно, эта компания рассчитывала, что Митволь просто откажется от покупки треста за такую сумму. Оспаривание такого аукциона — не очень сложное дело для юриста. Если в списке участников внезапно появляется компания члена совета директоров, это несложно будет доказать».
На момент публикации ФАС и Росимущество не прокомментировали ситуацию. Руководитель Росимущества Дмитрий Пристансков отказался общаться с корреспондентом Inc.
Росимущество уже оказывалось замешано в преступных схемах. До недавнего времени пост заместителя главы ведомства занимала Елена Паткина, которая курировала вопросы земельных отношений. В середине декабря Паткину арестовали по подозрению в хищении 150 млн рублей со счетов управления Росимущества по Московской области, которое она возглавляла до перехода на позицию замруководителя ведомства. Следствие выяснило, что сотрудники управления пользовались услугами обнальной конторы, принадлежащей бизнесмену Андрею Южакову. На сторонних счетах были обнаружены сотни миллионов рублей, которые высокопоставленные чиновники между собой называли «бесхозными».
«Коммерсантъ» писал, что имя Паткиной было связано со скандалами в Казани, где чиновница с 2004 по 2013 год возглавляла управление Росимущества по Республике Татарстан. Местные СМИ часто упомянали Паткину в связи с многочисленными нарушениями при приватизации госнедвижимости, «которая каким-то странным образом буквально за копейки досталась третьим лицам». Самой резонансной оказалась история с распродажей имущества знаменитого авиастроительного завода — ФГУП «КАПО им. Горбунова» (сейчас входит в ПАО «Туполев»). Недвижимость должна была стать муниципальной собственностью, но ее приобрели за бесценок различные ООО и ЗАО. После этого фирмы продали имущество завода по рыночным ценам и ликвидировались.
Еще одна мошенническая схема была раскрыта в 2012 году. Тогда группу чиновников и бизнесменов, в том числе экс-руководителя московского управления Росимущества Анатолия Шестерюка, обвинили в хищении госимущества на 10 млрд рублей. Участники схемы находили брошенное госимущество и назначали дна пост директоров подконтрольных лиц. Затем госпредприятие оформляли как поручителя при получении кредитов или оформлении иных сделок фирмами, также подконтрольным фигурантам. С помощью чиновников из Росимущества за госпредприятием закреплялись на праве хозяйственного ведения дорогостоящие объекты государственной недвижимости. После этого банк, участвующий в схеме, через суд требовал взыскания долгов с поручителя, и кредиторы, в случае вынесения решения в их пользу, завладевали госимуществом.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram!