Новости

OpenAI привлекла $6,6 млрд и теперь оценивается в $157 млрд

Компания OpenAI, создающая ChatGPT, завершила крупнейший раунд венчурного финансирования за все время, сообщает TechCrunch. Стартап объявил о привлечении $6,6 млрд в рамках раунда финансирования, который оценивает OpenAI в $157 млрд после завершения.

По данным Crunchbase, благодаря предыдущему инвестору Thrive Capital, общая сумма привлеченных OpenAI средств достигла $17,9 млрд. The New York Times сообщает, что Thrive инвестировал около $1,3 млрд с эксклюзивным правом вложить еще до $1 млрд при той же оценке (до 2025 года).

В сборе средств также участвовали Microsoft, Nvidia, SoftBank, Khosla Ventures, Altimeter Capital, Fidelity и MGX. Как сообщает The Wall Street Journal, Microsoft вложила чуть менее $1 млрд, Nvidia пообещала $100 млн, а SoftBank — $500 млн.

«Новое финансирование позволит нам удвоить лидерство в исследованиях в области искусственного интеллекта, увеличить вычислительные мощности и продолжить создание инструментов, которые помогают людям решать сложные проблемы», — написала компания в своем блоге.

По словам компании, они благодарны инвесторам за доверие и надеются на сотрудничество со своими партнерами, разработчиками и широким сообществом, чтобы сформировать экосистему на основе ИИ и будущее, которое принесет пользу всем.

Financial Times также сообщила, что OpenAI попросила инвесторов не поддерживать конкурирующие стартапы, такие как Anthropic и xAI. OpenAI уже был самым финансируемым стартапом в области ИИ в мире. Но новый грант выводит компанию из Сан-Франциско в отдельную категорию.

ИИ-компания Илона Маска — xAI — собрала более $6 млрд в начале этого года, но ее оценка была намного выше, чем у OpenAI ($24 млрд после получения денег). Главный конкурент OpenAI, компания Anthropic, с момента своего основания получила чуть больше половины от общей суммы OpenAI ($9,7 млрд), а капиталы известных ИИ-компаний Cohere и Mistral находятся в районе $1 млрд.

По сообщениям, OpenAI тратит миллиарды на обучение и разработку своих систем искусственного интеллекта — таких, как недавно появившаяся o1, — и на привлечение желанных специалистов в области науки о данных, чтобы не отставать от конкурентов.

По данным The Information, OpenAI потратила около $7 млрд на обучение моделей и $1,5 млрд на подбор персонала. Генеральный директор OpenAI Сэм Альтман заявил, что обучение одной из старых ведущих моделей компании, GPT-4, обошлось более чем в $100 млн. А в какой-то момент, по слухам, только ChatGPT обходился OpenAI в $700 тыс. в день.

OpenAI — один из далеко идущих лидеров на рынке генеративного ИИ. У ChatGPT более 250 млн пользователей (около 10 млн — платные подписчики), а годовой доход OpenAI, по некоторым данным, превысил $3,4 млрд. Только ChatGPT может принести $2,7 млрд в этом году, пишет The New York Times, ссылаясь на внутренние документы OpenAI.

Компания Microsoft, близкий партнер и инвестор OpenAI (его состояние приближается к $14 млрд), создала целый набор продуктов для повышения производительности на основе моделей OpenAI. А Apple интегрирует ChatGPT в свою линейку технологий искусственного интеллекта Apple Intelligence.

OpenAI оптимистично прогнозирует, что ее доход достигнет $100 млрд в 2029 году, — это соответствует текущим годовым продажам Nestlé. Но компания сталкивается с конкуренцией на многих фронтах.

Стартапы Runway и Luma Labs опередили OpenAI на рынке с моделями генерации видео высокой точности. Запуск собственной видеомодели OpenAI, Sora, ожидается осенью этого года.

Anthropic продолжает создавать набор продуктов ИИ, чтобы конкурировать с ChatGPT. xAI, Google и Amazon вкладывают значительные средства в инфраструктуру для обучения моделей нового поколения, а Meta* (запрещена на территории РФ), как и новичок Black Forest Labs,  продолжает выпускать открытые модели, стремясь к коммерциализации ИИ, генерирующего тексты и изображения.

Конкурентное давление таково, что OpenAI может повысить цену на свой премиум-план ChatGPT Plus с $20 до $44 в месяц к 2029 году — и перестроить свою корпоративную структуру, чтобы привлечь больше инвестиций.

В настоящее время коммерческое подразделение OpenAI управляется некоммерческой организацией, которая ограничивает доходность инвесторов. Но Альтман, как говорят, дал понять, что OpenAI откажется от некоммерческого управления в ближайшие несколько месяцев.

Ранее агентство Reuters сообщало, что закрытие раунда в $6,6 млрд было обусловлено именно этим — и возможным получением Альтманом доли в капитале. Также сообщалось, что инвесторы нового раунда смогут вернуть свои деньги, если OpenAI не преобразуется из некоммерческой в коммерческую организацию за два года.

Освобождение от ограничений в привлечении средств может дать OpenAI большую свободу для исследования капиталоемких, долгосрочных проектов, таких как чипы ИИ и целые центры обработки данных, чтобы уменьшить зависимость от Nvidia, на чьем оборудовании OpenAI обучает и запускает многие свои модели.

Это также пополнит казну компании за счет подписания лицензионных соглашений с поставщиками данных Reddit и Condé Nast. Эти соглашения могут дать OpenAI конкурентное преимущество и в то же время защитить ее от судебных исков по правам интеллектуальной собственности.

В последние недели OpenAI избавляется от высокопоставленных руководителей, что стало кульминацией разногласий по поводу направления компании. Технический директор Мира Мурати, главный научный сотрудник Боб МакГрю и вице-президент по исследованиям Баррет Зоф объявили о своей отставке в конце сентября.

Известный ученый-исследователь Андрей Карпати покинул OpenAI в феврале; несколько месяцев спустя соучредитель OpenAI и бывший главный научный сотрудник Илья Суцкевер ушел вместе с бывшим руководителем по безопасности Яном Лейке. В августе соучредитель Джон Шульман заявил, что покидает OpenAI. А Грег Брокман, президент компании, находится в творческом отпуске. Из 13 человек, которые помогли основать OpenAI в 2015 году, остались только трое.

Ранее сообщалось, что официальный пресс-аккаунт OpenAI на X, по всей видимости, был взломан теми же криптовалютными мошенниками, которые взломали аккаунты руководства компании в предыдущие месяцы.