Новости

Основанные женщинами бизнесы зарабатывали в 2020 году больше, чем основанные мужчинами

Банк для предпринимателей «Точка» представил отчёт о состоянии российского бизнеса в 2020 году на основе своей базы данных и открытых источников. Отчёт есть в распоряжении Inc. Банк выбрал компании, открытые до 2019 года, чтобы исключить влияние жизненных циклов молодой компании на результаты аналитики.

В 2020 году больше заработали бизнесы, основанные женщинами, выяснила «Точка». В июне динамика среднего объёма выручки компаний, управляемых женщинами, начала опережать бизнесы, которыми руководят мужчины. Осенью показатель составил 20%.

Банк связывает это с тем, что многие из женщин владеют салонами красоты и другими бьюти-бизнесами. После того как правительство разрешило возобновить работу парикмахерских и салонов красоты, эти бизнесы стали расти.

Среди российских предпринимателей только 30% женщин. Максимальный показатель в 33% — в Иркутской, Тюменской и Челябинской областях, а также в Красноярском и Краснодарском краях. Минимальные 20% — в Северо-Кавказском округе.

В пятёрку самых прибыльных отраслей по сравнению с 2019 годом попали разработка компьютерного ПО (65,6%), производство одежды (36,3%), интернет-магазины (21,7%), медицина и здравоохранение (13,7%) и продажа непродовольственных товаров (10%).

Самыми убыточными отраслями стали турагентства и туроператоры (-61,3%), спорт, отдых и развлечения (-39,1%), гостиничный бизнес, хостелы (-34,4%), творчество, искусство, развлечения (-32,7%) и рестораны, кафе, общепит (-30,9%).

Чаще всего налоговая блокировала те бизнесы, которые «расцвели» в период пандемии. Это доставка (47%), медицинское оборудование (46%), фриланс (30%), call-центры (30%) и образование (28%). На одну такую компанию приходилось по две активных блокировки в месяц. Количество блокировок по этим бизнесам за год выросло до 40%.

Ключевым трендом 2020 года «Точка» назвала перераспределение доходов: если какие-то сферы сильно упали, то другие, наоборот, ушли в заметный рост. Часть отраслей не восстановила докризисные объёмы: это туризм, киноиндустрия и вспомогательные услуги для бизнеса (например организация конференций и выставок).