Ozon планирует подать заявку на получение банковской лицензии, чтобы расширить свою деятельность в сфере финансовых услуг. По словам генерального директора Ozon Александра Шульгина, это позволит компании занять сегмент быстрорастущего рынка, чтобы противостоять новым конкурентам из финансового и технологического секторов страны, пишет Financial Times. Также глава Ozon рассказал изданию о ближайших планах по развитию и о том, почему компания останется убыточной еще несколько лет. Мы собрали для вас самое главное.
О новых финансовых сервисах
По словам Шульгина, Ozon подаст заявку на получение банковской лицензии, чтобы расширить свои финансовые сервисы. В частности, компания планирует предоставлять кредиты предпринимателям, торгующим на ее платформе.
Александр Шульгин,
генеральный директор Ozon
«Малому и среднему бизнесу сложно получить финансирование на разумных условиях. Это либо слишком дорого, либо недоступно. Мы храним их товары, видим оборачиваемость, коэффициент конверсии, видим, как они взаимодействуют с клиентами. Все эти данные позволяют нам принимать обоснованное решение о том, какой размер займов нужен продавцам для ведения бизнеса».
Ozon уже выпускает дебетовую карту. По данным компании, сейчас ей пользуются 450 тыс. клиентов. Расширяя финансовые сервисы, компания следует за конкурентами, которые также внедряют различные финансовые услуги.
В феврале 2021 года стало известно, что глава Wildberries Татьяна Бакальчук купила банк «Стандарт-кредит». По словам источников, на базе лицензии банка Wildberries сможет создавать программы лояльности, подарочные карты и рассчитываться с поставщиками.
О бизнесе во время пандемии
По словам Шульгина, компании удалось удержаться на плаву во время пандемии благодаря своей инфраструктуре. «Почему мы пережили Covid и привлекли столько клиентов? Потому что у нас было больше складов, больше курьеров и больше пунктов выдачи. И вся эта инфраструктура смогла удовлетворить спрос, ― сказал глава Ozon. ― Было очевидно, что некоторые продукты очень популярны, а другие ― нет, даже несмотря на то, что они должны быть частью единой экосистемы».
В прошлом году в ходе IPO компания привлекла $990 млн, а ее капитализация превысила $7,1 млрд. после этого старейший акционер Ozon Baring Vostok назвал «сумасшедшим успехом» IPO компании на американской и российских биржах.
Тогда Шульгин говорил, что Ozon будет вкладывать значительные средства в создание сети, которая сможет победить своих конкурентов. В то же время бум онлайн-торговли привел к тому, что оценка Ozon удвоилась и составила около $12,5 млрд, указывает Financial Times.
По данным агентства Infoline, рынок электронной коммерции вырос в прошлом году на 34% ― до 2,7 млрд руб., однако онлайн-продажи по-прежнему составляют лишь 10,9% от всего российского розничного рынка.
Александр Шульгин,
генеральный директор Ozon
«На рынке очень много места. По сути, это пустая комната, где вы можете делать что угодно. Есть много игроков, рынок сильно фрагментирован, и для роста вам нужны большие инвестиции, IT-сервисы и сильная инфраструктура. Пойти на это сейчас готовы немногие, поскольку это означает убытки. Но мы готовы на это, потому что мы видим выгоду в долгосрочной перспективе».
Прочитайте также
Планы
В 2018 году компания запустила свой маркетплейс на фоне резкого увеличения складских площадей.
Недавно компания снизила комиссионные для большинства категорий торговых площадок, чтобы привлечь больше продавцов, и теперь позволяет предпринимателям доставлять товары самостоятельно. Этот подход Шульгин позаимствовал у китайской Alibaba. В результате валовая стоимость товаров (GMV) в прошлом году выросла на 144% ― до 197,4 млрд руб.
В этом году Шульгин планирует удвоить расходы Ozon на логистику и утроить возможности Ozon по выполнению заказов. По словам Шульгина, это решение поддерживают крупнейшие акционеры Ozon ― Baring Vostok и АФК «Система», которые в прошлом году одновременно с IPO купили у компании по 67,5 млн акций в рамках частного размещения, заплатив в сумме $135 млн.
Александр Шульгин,
генеральный директор Ozon
«Если вы посмотрите на различные компании, работающие в сфере электронной коммерции по всему миру, то увидите, что все они делают примерно одно и то же. Amazon начинала с розничной торговли, и мы тоже, другие начинали с маркетплейсов. Но в конечном счете всё сводится к необходимости развивать логистику, инфраструктуру и IT-сервисы. Все делают похожие вещи, разница в качестве услуг».
По словам Шульгина, Ozon необходимо расти «органично», предоставляя больше услуг по мере роста собственных возможностей. Например, предлагая свои возможности по логистике и фулфилмент-центры за пределами своей платформы.
Эти планы, которые предполагают значительные вложения, означают, что Ozon, вероятно, останется убыточным еще несколько лет, сказал Шульгин. Однако в компании верят, что эти инвестиции позволят обеспечить долгосрочый рост.
По данным FT, несмотря на то что в 2020 году выручка компании выросла на 74% в годовом исчислении, до 104 млрд руб., операционные расходы выросли за этот период на 55%, до 122 млрд руб., что привело к убытку в размере 11,7 млрд руб. за год.