Новости

Ретейлеры в ближайший год ожидают рост продаж только за счет инфляции

Ретейлеры настроены пессимистично из-за возросшей экономии покупателей и последствий «военной спецоперации» для бизнеса, говорится в исследовании NielsenIQ. Эксперты ожидают роста количества товаров из низкого ценового сегмента и штрафов за недопоставки.

Российские ретейлеры в ближайшей перспективе ожидают роста продаж только за счет инфляции, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на исследование NielsenIQ. Торговые сети диверсифицируют закупки, уходят в малые форматы, упрощают ассортимент и пытаются переходить на местное сырье.

По данным NielsenIQ, 61% топ-менеджеров торговых компаний в ближайший год ждут снижения спроса, 45% — роста рынка только за счет инфляции. 39% респондентов отметили негативное влияние на бизнес «военной спецоперации» России на Украине и последовавших за ней западных санкций.

Больше всего ретейлеров беспокоит сокращение потребительских доходов из-за переключения покупателей в режим экономии. 57% руководителей боятся нестабильных поставок, 48% — смены потребительских привычек, 24% — падения посещаемости магазинов.

87% руководителей компаний-поставщиков обеспокоены перебоями и ростом цен на сырье, почти половину пугает удорожание логистики, а четверть — нехватка мощностей и запасов.

Исполнительный директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков предсказывает, что проблемы с поставками сырья, компонентов, оборудования и упаковок сохранятся как минимум до конца этого года. По его мнению, перебои приведут к росту штрафов за недопоставки, несмотря на отсутствие вины производителя.

Снижение покупательной способности уже заметили крупнейшие торговые сети. В III квартале «Лента» отметила сокращение валовой прибыли на 5% и валовой маржи на 2,7% по сравнению с 2021 годом. Ретейлеру пришлось прибегнуть к росту инвестиций в удержание трафика, увеличению промоакций и расширению ассортимента менее маржинальных товаров.

Валовая рентабельность X5, владеющей сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Чижик», снизилась в III квартале на 1,9% меньше по сравнению с прошлым годом. Причинами стали введение в ассортимент более дешевых товаров и большого количества промоакций, говорится в обзоре «Велес Капитал».

Свыше половины производителей из-за кризиса фокусируются на более востребованных продуктах и переходят на локальное сырье, пишут аналитики NielsenIQ. 30% опрошенных рассматривает выход в другие сегменты или запуск новых продуктов. Исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев считает, что появится много новых локальных брендов в низком ценовом сегменте.

Старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов предполагает, что разовьется тенденция уменьшения упаковки для сокращения бюджета покупки и вырастет доля собственных торговых марок сетей. Ибрагимов отметил, что потребители не только экономят, но и копят, из-за чгео нельзя исключать отложенный спрос на непродовольственные товары.

Узнайте больше

В октябре производители и поставщики попросили ослабить требования к сроку годности продуктов. Из-за нестабильных заказов торгово-розничных сетей и жестких требований по остаточному сроку годности поставщикам приходится утилизировать все еще пригодный товар.