Онлайн-кампус НИУ ВШЭ поделился с Inc. результатами исследования, в котором участвовало 1220 россиян в возрасте от 20 лет, проживающих в российских городах-миллионниках. Выяснилось, что каждый третий (32%) респондент, чья профессия не связана с информационными технологиями, готов развивать IT-компетенции, чтобы повысить эффективность своей работы. Такое же количество участников опроса считают, что наличие таких навыков положительно повлияет на их карьеру.
Аналитики выяснили, что почти половина (47%) опрошенных готовы пройти обучение IT-навыкам или уже проходили его. Респонденты уверены, что новые знания необходимы для обработки массивов данных (30%), автоматизации рабочих процессов (29%), подготовки контента для социальных сетей в рамках работы (15%).
Наибольшей популярностью среди россиян пользуются такие навыки, как подготовка запросов для нейросетей или промпт-инжиниринг (37%), анализ данных (23%), управление проектами (22%), работа с базой данных (20%), а также умение разрабатывать и оптимизировать алгоритмы (20%).
42% респондентов считают, что все необходимые IT-компетенции они смогут получить за 6-12 месяцев. В год на эти цели 57% россиян готовы потратить от 50 до 100 тыс. руб., еще 18% — от 100 до 200 тыс. руб.
Каждый четвертый (24%) участник опроса заявил, что на освоение новых знаний уйдет от 4 до 6 месяцев, а 18% считают, что для этого достаточно 2-3 месяца. 44% из них готовы вложить в образование от 10 до 30 тыс. руб. в месяц, а 37% — от 30 до 50 тыс. руб. Лишь каждый десятый (10%) россиянин полагает, что образование, в частности в IT-сфере, является непрерывным процессом.
Исследование показало, что чаще всего респонденты выбирают онлайн-курсы (42%), программы высшего образования в онлайн или офлайн-формате (25%) и дополнительные занятия на курсах в вузах (22%). Причем 40% опрошенных выразили желание, чтобы работодатель полностью или частично оплатил онлайн-курсы или обучение в вузе (28%), а 19% считают, что компания не должна покрывать затраты на обучение.
Россияне рассказали, что главным сдерживающим фактором для них является недостаток свободного времени (42%) и сложность материалов для изучения (22%). Более половины из них (60%) отметили, что получение дополнительного образования параллельно с работой может помешать последней.
По результатам опроса, 71% представителей сферы маркетинга и PR, а также 44% из области торговли и ретейла признались, что для повышения эффективности на работе нуждаются в получении IT-навыков. Примечательно, что чаще других (49%) выражали готовность учиться россияне в возрасте от 26 до 30 лет.
«В IT-компетенциях нуждаются работники, которым приходится иметь дело либо с рутиной, которую можно автоматизировать, либо с большими задачами, которые требуют для своего решения сложных интеллектуальных действий, — комментирует Юлия Ремезова, директор по онлайн-обучению НИУ ВШЭ. — Два ярких примера областей, где IT сейчас переворачивает формат работы — это маркетинг и дизайн. В список сфер, где повышается важность IT, входит и медицина»
Ранее совместное исследование цифровизации российского аптечного бизнеса «Сбер Еаптеки», «СберМаркетинга» и медиахолдинга Rambler&Co, целью которого было определить уровень диджитализации сегмента показало, что большинство игроков рынка, включая малый бизнес, работают в этом направлении или по крайней мере задумываются о внедрении цифровых технологий. Четверть (25%) компаний обладают высоким уровнем цифровизации, еще 44% заявили о среднем уровне.