Рассылка журнала Inc.
Подпишитесь на самые важные материалы о бизнесе и технологиях в России
Новости

Пострадавшие от онлайн-банкинга россияне в 81% случаев проигрывают иски в суде


В 2016 году российские суды разрешили 194 спора между банками и их клиентами о возмещении ущерба от использования систем дистанционного банковского обслуживания (ДБО, интернет- и мобильный банкинг, а также платежи с пластиковых карт). В 81% случаев (158 исков) истцы полностью проиграли банкам. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на данные RTM Group.

Суды полностью удовлетворили 13 из 163 исков физических лиц и два из 31 иска юридических лиц. Частично удовлетворено 19 исков граждан и 2 — юрлиц. Компании подали иски на 301 млн рублей, но взыскать удалось лишь 32 тысячи рублей. Точные суммы выплат по искам физлиц установить не удалось: они раскрываются не во всех делах, рассказал изданию эксперт RTM Group Евгений Царев. Исходя из раскрытых сумм, средняя цена исков физических лиц составила 412,7 тысячи рублей, а юрлиц — 9,7 млн. Ответчиками по большинству исков (140 дел) выступили Сбербанк и его подразделения.

До суда доходит малая часть инцидентов, отмечает газета. По данным Group-IB (компания занимается компьютерной криминалистикой), со II квартала 2015 года по I квартал 2016 года хакеры только у владельцев смартфонов на базе ОС Android похитили 348,6 млн рублей — на 471% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. У юридических лиц через интернет-банк за этот период похитили 956,1 млн рублей, ссылается издание на данные Group-IB.

В соответствии с договором о предоставлении услуг ДБО, именно клиент несет всю ответственность за сохранность паролей и файлов электронной подписи, сообщил газете заместитель руководителя лаборатории компьютерной криминалистики Group-IB Сергей Никитин. Хищения, как правило, происходят из-за компрометации клиента с помощью банковского трояна. По словам Никитина, ни один банк не может гарантировать безопасную среду на стороне клиента. 

Эксперт RTM Group Евгений Царев добавил, что похитителями могут быть не только хакеры, но и сотрудники банка, которые имеют доступ к данным клиента. Поэтому клиенту нужно доказать, что он соблюдал условия договора и требования безопасности. Аргументами в пользу истца могут быть доказанные проблемы в безопасности банка, просроченные ключи безопасности или нарушение требований ЦБ по безопасности, пояснил изданию Царев. Однако из пяти клиентов четверо знают, что причиной хищения стали их собственные ошибки. Учитывая судебную практику, остальные не идут в суд, поскольку это дорого, а шансов на успех мало, заключил эксперт  RTM Group.

По мнению антифрод-аналитика «Лаборатории Касперского» Дениса Горчакова, 194 судебных решения — очень скромная цифра. Он добавил, что основная причина отказа судов удовлетворить иски к банкам — показания жертвы, которая еще в заявлении в банк сама указывает нарушения условий договора ДБО.

Ранее Inc. сообщал, что количество утечек конфиденциальных данных в России за 2016 год возросло на 80%.