Новости

Практики осознанности на работе могут навредить психике сотрудников, показало исследование

Более половины крупных компаний предлагают своим сотрудникам разные формы обучения осознанности. Осознанность — это способность человека фокусироваться на переживании настоящего момента. Однако для продавцов, официантов и работников службы поддержки, которым часто приходится улыбаться во время неприятного разговора с клиентами, более внимательное отношение к своим эмоциям чревато проблемами с психическим здоровьем. В колонке для Harvard Business Review группа американских ученых предложила 4 стратегии, которые помогут компаниям минимизировать негативные эффекты от программ по обучению осознанности на работе.

Практики осознанности, такие как медитация или дыхательные упражнения, могут быть применены к чему угодно — от снижения стресса и тревоги до отказа от курения и решения конфликтов. Сегодня они стали настолько популярными, что более половины крупных компаний предлагают своим сотрудникам разные формы обучения осознанности.

По большей части эта популярность оправданна, говорят ученые. Программы обучения осознанности позволяют сотрудникам фокусироваться на том, что они делают и чувствуют в данный момент, положительно влияя на их состояние, отношения и производительность. Но последнее исследование показало, что, несмотря на эти преимущества, в определенных ситуациях осознанность может навредить.

Чтобы выяснить, как практики осознанности влияют на сотрудников, ученые опросили почти 1,7 тыс. человек из разных сфер, включая банковское дело, здравоохранение, финансы, продажи и консалтинг.

Они оценивали самоконтроль сотрудников, задавая вопросы о том, склонны ли они быть более внимательными или рассеянными при выполнении работы, а также о том, способны ли они бороться с отвлекающими факторами. Также добровольцы рассказали, как часто подделывают эмоции на работе. После опроса ученые попросили руководителей оценить эффективность каждого сотрудника.

Оказалось, что осознанность при выполнении неприятных рабочих задач вредит психологическому здоровью. В частности, это касается продавцов, официантов и сотрудников службы поддержки, работа которых предполагает «поверхностное действие» (выражение чувств, которые они на самом деле не испытывают. — Прим. Inc.).

Люди, практикующие осознанность, становятся более внимательными, и неприятные чувства, которые они подавляли (возможно, подсознательно), выходят на первый план, объяснили ученые. Это, в свою очередь, снижает их удовлетворенность работой и производительность.

Ученые назвали 4 стратегии, которые помогут руководителям минимизировать негативные побочные эффекты от программ по обучению осознанности на работе.

01

Индивидуальность программ

Исследование показало, что программы осознанности полезны для сотрудников, которые редко сталкиваются с поверхностным действием, но могут навредить тем, кто часто подделывает эмоции на работе, например официантам и продавцам. Поэтому одна программа для всех сотрудников вряд ли будет полезна, говорят ученые.

02

Выбор времени

Чтобы помочь сотрудникам стать осознаннее, не нанося вред их производительности и удовлетворенности работой, лучше проводить занятия в конце дня, говорят ученые. В этом случае практики осознанности помогут им восстановиться, а не акцентировать внимание на рабочих стрессах.

03

Отвлечение внимания

Поскольку повышенная осознанность иногда подрывает производительность, будет полезно отвлекать внимание сотрудников на какое-то время. Во время интеграции практик осознанности в рабочий процесс стоит предложить сотрудникам отвлекаться на антистресс-игрушки, доски для рисования или простые головоломки.

04

Глубокое действие

Поверхностное действие, как правило, неприятно, поскольку требует от человека проявлять эмоции, которые несовместимы с его реальным состоянием. Напротив, глубокое действие, то есть попытка проявить чувства, может минимизировать ущерб от работы. Например, медсестры, которым поручена неприятная и утомительная работа, могут сосредоточиться на переживаниях своих пациентов и представить себе боль и страх, которые они испытывают. По словам ученых, это скорее вызовет в них сострадание, а не раздражение.

Такой подход может помочь сотрудникам искренне чувствовать (и, таким образом, искренне демонстрировать) больше положительных эмоций. Для работников, чьи роли требуют такого рода эмоционального труда, программы осознанности могут быть эффективными только в сочетании с программами, направленными на обучение практикам глубокого действия.