Новости

«Пример неумения вовремя отстраниться от операционки — Сергей Галицкий». Основатель компании «Май» — о кризисах и управлении

Сергей Галицкий. Фото: Алексей Дружинин/ТАСС

В феврале этого года основатель и совладелец сети магазинов «Магнит» Сергей Галицкий продал 29% компании ВТБ и ушел с поста главы «Магнита» после 25 лет управления компанией. Основатель компании «Май» Игорь Лисиненко, сумевший провести свой бизнес через все кризисы, рассказал Inc., как предпринимателю распознать наступающий кризис и научиться управлять собой.


По словам Лисиненко, во всей карьере предпринимателя самое сложное — вовремя отойти от операционной работы. После первого крупного успеха бизнесмен должен уйти, а на его место должны прийти профессиональные менеджеры, которые займутся масштабированием проекта. Когда компания создана и предприниматель сохраняет за собой позицию гендиректора, бизнес начинает умирать после головокружения от успеха. Поэтому Лисиненко советует предпринимателям уходить до этого перелома.


Игорь Лисиненко

основатель компании «Май»

«Пример неумения вовремя отстраниться от операционки — Сергей Галицкий и «Магнит». Предприниматель провел классную работу, когда сеть только развивалась. А когда компания стала лидером рынка, надо было отдать управление профессиональным менеджерам, создать мощный и прогрессивный совет директоров, где независимые директора высказывали бы свое мнение. Но он принимал решения сам, а совет директоров был номинальным, — и это не сработало».

Чтобы пройти кризис, предпринимателю необходимо подготовиться к этому событию. Верным признаком надвигающегося кризиса Лисиненко называет «психоз потребления», когда люди уже не знают, чего хотеть. В этот момент необходимо принимать меры, добавляет предприниматель. Он советует избавляться от кредитов перед наступлением кризиса. «Потому что перед кризисом банки выдают очень много финансирования, а потом в один момент требуют вернуть все кредиты немедленно. Вся экономика обрушивается», — отмечает предприниматель. При этом отдельные направления в компании он советует отдавать экспертам, которые могут развивать их лучше создателя компании.

Создатель «Майского чая» (сейчас группа компаний «Май» занимается управлением недвижимостью, продажей нефтепродуктов, венчурными инвестициями и развивает интернет-магазин) считает: чтобы стать предпринимателем, человек должен испытать крупное потрясение. Для Лисиненко таким потрясением стала война (он служил в боевой части спецназа в Кандагаре). В Афганистане он полюбил чай и научился его правильно заваривать, а когда вернулся в СССР, понял, что в стране нет хорошего чая.


Игорь Лисиненко

основатель компании «Май»

«Первые пять лет с момента появления компании я помню как в тумане — работал так много, что стыдно рассказывать. Я буквально жил на работе и принимал очень много решений. Главный вызов, который был, — удержать рост внутри компании, чтобы она справилась с растущими потребностями».

По мнению Лисиненко, предпринимателю следует определить, в чем заключается смысл его жизни, и отнестись к ней как к предмету управления. «Чтобы построить эффективную компанию, сначала нужно научиться управлять собой. Прямо берешь и себя расписываешь на бизнес-план», — рассказал Лисиненко. По его словам, бизнес — это инструмент для того, чтобы изменить мир к лучшему. А природным талантом предпринимателя создатель группы «Май» назвал умение сопереживать и добавил, что предпринимателю нужно быть готовым пройти любые трудности, чтобы решить проблемы людей.

Оборот группы компаний «Май» в 2017 году, по собственным данным компании, достиг 20 млрд рублей. 85% от выручки группы в прошлом году пришлись на продажи чая и кофе. В штате компании работает 1,8 сотрудников. К 2025 году Лисиненко намерен довести капитализацию бизнес-юнита Май-Foods до $1 млрд. В 2021 году «Май» планирует выйти на IPO на Московской фондовой бирже и начать экспансию за рубеж.

Полную версию бизнес-кодекса Игоря Лисиненко читайте на нашем сайте.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram: @incnews