Производитель сигарет Kent и Dunhill рассказал, сколько малый бизнес заплатит за систему маркировки сигарет
Система маркировки сигарет, запущенная в России в этом году, угрожает небольшим магазинам, заявил управляющий директор «БАТ Россия» (дочка British American Tobacco, которая производит Kent и Dunhill) Аттила Кундрак. По его прогнозам, независимым торговым точкам придется платить за систему до 80 тысяч рублей в год, пишет РБК.
Сейчас система маркировки работает в рамках эксперимента. Однако чтобы принять в нем участие, ретейлерам потребуется установить интернет и внедрить систему документооборота с поставщиками. В «БАТ Россия» оценивают расходы каждой торговой точки на получение лицензии на ПО для электронного документооборота и установку доступа в интернет в 50—80 тысяч рублей в год. Совокупные затраты 210 тысяч независимых торговых точек составят 10,5—16,8 млрд рублей в год, полагают в «БАТ Россия».
Каждому звену системы придется сканировать товар при получении и продаже. По словам Кундрака, это повысит трудозатраты дистрибьюторов. И если крупные ретейлеры смогут сэкономить на расходах, то у небольших розничных продавцов сделать это не получится и они будут вынуждены уйти с рынка.
Аттила Кундрак
управляющий директор «БАТ Россия»
«Если ретейлерам будет невыгодно продавать табак легально, мы лишимся крупного канала сбыта и можем получить всплеск нелегальной торговли».
Производитель Kent и Dunhill предлагает снизить нагрузку на малый бизнес, уменьшив число предусмотренных операций. Так, в «БАТ Россия» выступают за отказ от сканирования упаковок при передаче сигарет от оптовика к ретейлеру. Кроме того, последнее сканирование кода предлагается проводить с помощью онлайн-касс.
Оператор системы маркировки сигарет (Центр развития перспективных технологий, ЦРПТ) не согласен с подсчетами «БАТ Россия». В ЦРПТ заявляют, что для работы с маркированной продукцией магазинам понадобятся стандартные сканеры и онлайн-кассы. По словам представителя ЦРПТ, оператор отрабатывает с бизнесом все детали проекта.
Компании «БАТ Россия» принадлежит 22,5% сигаретного рынка в России. «Дочка» British American Tobacco занимает третье место по продажам сигарет в стране. JTI и Philip Morris International, выступающие главными конкурентами «БАТ Россия», не стали комментировать прогнозы компании.
В России запустили эксперимент по маркировке сигарет с 15 января этого года. В его рамках производители наносят на упаковки с сигаретами уникальный код, который позволяет следить за перемещением упаковки от производства к конечному потребителю. Первые маркированные сигареты начали появляться в Москве и Санкт-Петербурге. А сроки обязательного внедрения этой системы в рознице должны определить по итогам эксперимента (он продлится до конце 2018 года).