Новости

Против Midjourney подают в суд 16 тыс. художников, включая Дэвида Хокни и Дэмиена Херста

С момента появления Midjourney и других генераторов изображений художники задавались вопросом, является ли ИИ возможностью или угрозой для представителей творческой сферы. Теперь, после того как появился список из 16 тыс. имен художников, включая Бриджит Райли, Дэмиена Херста, Рэйчел Уайтред, Трейси Эмин, Дэвида Хокни и Аниша Капура, чьи работы Midjourney использовала для обучения своего ИИ, мир искусства выступил против технологии.

Британские художники обсуждают возможность участия в коллективном иске против Midjourney и других компаний, занимающихся разработкой ИИ с американскими юристами, а другие художники сообщили, что могут подать собственный судебный иск в Великобритании.

«Нам нужно объединиться, — сказал Тим Флач, президент Ассоциации фотографов и всемирно известный фотохудожник, чье имя фигурирует в списке. — Публичная демонстрация этого списка имен — отличный катализатор для художников, чтобы собраться вместе и бросить ему вызов. Лично я буду только за».

24-страничный список имен является частью коллективного иска, который против Midjourney, Stability AI, Runway AI и DeviantArt подали 10 американских художников в Калифорнии. Мэтью Баттерик, один из адвокатов, которые их представляют, сказал: «К иску проявляли интерес художники со всего мира, включая Великобританию».

В жалобе говорится, что ответчики любят описывать созданные ими инструменты искусственного интеллекта в высокопарных выражениях, но реальность оказалась «мерзкой и гнусной: ИИ-изображения в первую очередь — это способ обхода авторских прав».

Художники обнаружили, что Midjourney генерирует изображения, очень похожие на их оригинальные работы, что, по их мнению, равносильно копированию. А Midjourney позволяет — и, согласно иску, поощряет — своих пользователей указывать стиль художника в запросах.

Флач известен своими стилизованными портретами животных, от снежных барсов до летучих мышей. По его словам, его проекты стоят «десятки тысяч», но ИИ способен выдавать копии его работ за считанные секунды. На некоторых изображениях, по-видимому, сгенерированных программным обеспечением, снежные барсы точно с такими же пятнами, как и на его снимках.

Опрос, проведенный на прошлой неделе Обществом по защите авторских прав дизайнеров и художников (DACS), показал, что 89% художников и их агентов хотели бы, чтобы правительство путем законодательного регулирования защитило их часть творческой индустрии Великобритании, стоимость которой составляет около £108 млрд. 22% опрошенных обнаружили, что их собственные наработки были использованы для обучения ИИ.

«Если бы мы провели опрос сейчас, после выхода списка, то, вероятно, процент был бы еще выше, — говорит Рима Селхи, глава отдела политики DACS. — Многие даже не знали, были ли их работы использованы. Наконец, появилась прозрачность, которой не было пару месяцев назад». DACS настаивает на лицензировании, возможно, аналогичном роялти, которые Spotify выплачивает музыкантам.

Джулия Фуллертон-Баттен, удостоенная наград фотограф, создающая фантазийные работы по мотивам исторических событий, сказала, что была «шокирована и напугана», обнаружив свое имя в списке Midjourney. «ИИ сгенерировал изображение, которое было очень похоже на мою серию In Between, проект, на который у меня ушло много времени, — сказала она. — Я обязательно приму меры. Нельзя позволить этому просто захлестнуть нас».

Художник Крис Фосс — один из художников, которым чаще других подражает ИИ. За свою долгую карьеру он создал обложки более чем для 1 тыс. классических произведений, в том числе Айзека Азимова, Филипа К. Дика и Артура Кларка, сформировавших наше представление о космических путешествиях. Он даже работал со Стэнли Кубриком над фильмом A.I., который позже закончил Стивен Спилберг. Тем не менее 77-летний художник не владеет компьютером и до прошлой недели не знал о подражании Midjourney его стилю.

«Люди, которые действительно знают мои работы, сразу поймут, что они сделаны не мной, — сказал он, увидев несколько изображений в стиле «Криса Фосса», размещенных в Интернете. — У них есть определенная плоскостность — недостаток глубины». Он уверен, что клиенты будут продолжать покупать его работы, а в конце этого года у него запланирована выставка в Гернси. Однако, по словам Фосса, некоторые из изображений ИИ поразили его воображение.

«Мне нужно создать около 80 картин, — сказал Фосс. — И мне приходится решать всевозможные проблемы с освещением, композицией и тому подобными вещами. И я смотрю на эти штуки [ИИ] и думаю, что можно поиграть с ними и у меня получится чертовски хорошая картина. Они уже решили для меня все проблемы».

Нейронная сеть способна увидеть детали изображений, которые ускользают от человеческого глаза. Так, например, ИИ обнаружил нечто необычное в картине Рафаэля и сообщил, что она не является работой известного художника. Ученые уже давно спорят об этом, и новый метод анализа, основанный на алгоритме искусственного интеллекта, встал на сторону тех, кто считает, что по крайней мере некоторые мазки были выполнены рукой другого художника.