Новости

Qiwi не нашла покупателя для Рокетбанка и сворачивает его деятельность

Группа Qiwi решила свернуть деятельность Рокетбанка из-за того, что не смогла найти на него покупателя. Гендиректор Рокетбанка Анастасия Ускова рассказала, что команду сервиса сократят, а «Рокет» перенаправит усилия на работу с самозанятыми.


«[С середины 2019 года] мы исследовали потенциальные возможности частично или полностью продать Рокетбанк. Мы не смогли найти подходящего покупателя, и в результате совет директоров принял решение свернуть деятельность Рокетбанка», — говорится в отчетности группы за четвертый квартал 2019 года.

Этот процесс затронет B2C-деятельность Рокетбанка — обслуживание физлиц. Qiwi намерена прекратить продвижение бренда в этом сегменте (в том числе отменить программу лояльности), сократить персонал и повысить тарифы на обслуживание дебетовых карт, что должно привести к «значительному оттоку клиентов в краткосрочной перспективе».

«В российском законодательстве невозможно взять и выгнать физлиц из банка, потому что они могут обслуживаться, если того желают. Решение совета директоров предполагает, что [в результате изменений] клиенты по собственному желанию покинут банк», — рассказала Inc. гендиректор Рокетбанка Анастасия Ускова.

Тарифы вырастут уже с 1 апреля. Новые тарифы в сервисе обещают уточнить 24 марта в течение дня. С этого же дня отменяется бесплатный тариф на обслуживание дебетовой карты.

Рокетбанк обслуживает всего около 1 млн физлиц, по оценке Усковой, из них около 450 тыс. активных пользователей. Отток клиентов приведет к сокращению издержек, а из-за повышения тарифов юнит-экономика B2C-сегмента станет положительной, ожидают в Qiwi.

Команда сервиса сократится пропорционально реакции клиентов на изменение условий, то есть чем больше клиентов покинет Рокетбанк, тем больше будет сокращений. Сейчас более половины команды работает именно над обслуживанием физлиц. Всего в штате сервиса числится более 1 тыс. человек.

При этом Qiwi продолжает изучать, как использовать прочие активы Рокетбанка, которые не относятся к сегменту обслуживания физлиц.

Анастасия Ускова пояснила, что речь идет прежде всего о направлении B2B2C, то есть обслуживании бизнеса, в том числе компаний, которые работают с самозанятыми (для них тарифы останутся прежними). При этом, по ее словам, пока этот сегмент не приносит и 10% общей выручки сервиса.

«Этот блок остается, потому что он комплементарен стратегии Qiwi, которая планирует развивать работу с самозанятыми, а карта „Рокета“ по факту является основной дебетовой картой в портфеле Qiwi. Наши кредитные и дебетовые продукты интересны бизнесам, которые работают с самозанятыми», — сказала она.

Также тарифы останутся прежними для «зарплатных» клиентов (тех, кто получает зарплату на карту Рокетбанка), клиентов с ограниченными возможностями и участников партнёрских бизнес-проектов.

В ближайшие месяцы менеджмент QIWI «будет рассматривать и оценивать потенциал этой синергии с использованием банковской платформы, команды и существующих продуктов Рокетбанка в рамках сегмента платёжных сервисов», сообщил CEO группы Борис Ким. В группе оставили без комментариев вопрос, принято ли решение сохранить или ликвидировать бренд Рокетбанка в будущем.

Прогнозируется, что суммарный чистый убыток Рокетбанка по итогам 2020 года не должен превысить 1,5 млрд руб. По итогам 2019 года убыток сервиса составил 2,3 млрд руб.

По словам Усковой, покупкой сервиса в 2019—2020 гг. интересовались около 10 потенциальных покупателей, большинство из которых — крупные банки. 4 из них успели подписать non-binding agreements (необязывающие соглашения, которые отражают намерения о сделке). Один потенциальный покупатель был особенно близок к сделке, но, по словам Усковой, на ее проведение не хватило времени, которое выделил совет директоров Qiwi.