Новости

В России предложили взять под контроль рекомендательные алгоритмы соцсетей и маркетплейсов

Комиссия по правовому регулированию цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России предложила подвергать независимому аудиту, а также отключать по желанию пользователей рекомендательные сервисы в соцсетях, новостных агрегаторах, онлайн-кинотеатрах и маркетплейсах. Об этом пишет «Коммерсант» со ссылкой на предложения ассоциации.

Рекомендательные сервисы используют социальные сети, онлайн-кинотеатры и онлайн-ретейлеры для предложения контента или товаров и услуг по интересам конкретного пользователя.

По данным издания, предложения по регулированию таких сервисов уже направлены в Минцифры, Госдуму и Совет Федерации. В Совфеде подтвердили получение письма, в Минцифры «письмо еще не видели», глава комитета по информполитике Госдумы Александр Хинштейн уточнил, что пока не ознакомился с документом.

О необходимости регулировать рекомендательные системы в соцсетях 19 февраля уже заявлял член комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин. По его словам, идея регулирования заключается в том, «чтобы сделать эти механизмы прозрачными для общества».

Глава комиссии по правовому регулированию цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России Александр Журавлев пояснил, что алгоритмы рекомендаций позволяют искусственно создавать аномальный интерес к товарам и «погружают человека в информационную оболочку в соответствии с его убеждениями».

По его словам, такие технологии также могут влиять на общественное мнение, «повышая риски социальных конфликтов».

Согласно инициативе комиссии, в закон «Об информации» необходимо ввести понятие «рекомендательный сервис» и «оператор рекомендательного сервиса», а также определить границы для регулирования конкретных операторов через аудиторные показатели.

Регулировать предлагается площадки, у которых более 100 тыс. пользователей в сутки и где обрабатываются данные более 500 тыс. пользователей из России.

По словам экспертов комиссии, пользователи должны иметь возможность отключать рекомендательные алгоритмы, сохраняя доступность самого сервиса. Также они считают, что необходим контроль за использованием рекомендательных алгоритмов для продвижения противоправного контента.

В комиссии полагают, что операторов рекомендательных сервисов также следует обязать доступно объяснять пользователям принципы их работы, а сами алгоритмы подвергать независимому аудиту на предмет выявления аномалий или противоречия законодательству. Например, ФАС недавно уже обязала раскрыть работу алгоритма «Яндекса», отметил Александр Журавлев.

Участники рынка считают предложения избыточными. По словам руководителя корпоративных коммуникаций Mail.ru Group Сергея Лучина, предложенные комиссией меры приведут к излишнему регулированию отрасли и могут нанести ущерб всей цифровой экономике.

«Все обязанности подобных сервисов уже закреплены в законодательстве — это и маркировка контента по возрасту, и мониторинг запрещенного контента, и многое другое», — говорит он. Лучин добавляет, что любое вмешательство в рекомендательные алгоритмы приведет к тому, что пользователь получит менее качественный контент.

В Google и «Яндексе» отказались от комментариев, в Facebook не ответили на запрос.

Президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов согласен, что в части рекомендательных алгоритмов рынок «успешно саморегулируется». «Уже существует закон о рекламе, который обязывает помечать ее, если предложение сделано не на основе предпочтений, а за деньги»,— отмечает он.

Гендиректор ассоциации «Интернет-видео» (объединяет ivi, Okko, Amediateka и др.) Алексей Бырдин подчеркивает, что идея комиссии «сырая, проблема сформулирована расплывчато, а решение предложено странное и потенциально вредное».